УРА про Челябинский метеорит

Jul 26, 2020 13:13

Мне недавно задали несколько вопросов для издания ура.ру по "монетизацию метеоритов" - и один абзац из этих ответов опубликован:


- На фоне такого мощного информационного освещения оригинальное здание не только отразило бы космическое событие 2013 года, но и стало бы узнаваемым брендом Челябинска - о таком шансе другие города только могут мечтать! Я только что закончил научно-фантастический роман «Юпитер-Челябинск», главным героем которой стал Челябинский суперболид и сам Урал...
https://ura.news/specials/iamural/news/1036280690

Зато читатели моего ЖЖ могут ознакомиться с полной версией моих ответов:

1. «А можно ли вообще заработать на метеорите? Были ли удачные прецеденты в мире?»

Метеориты представляют целую отрасль бизнеса: их показывают в крупнейших музеях мира за деньги, их можно купить в специализированных магазинах и в интернете. Крымские друзья скинулись и купили мне на юбилей три метеорита: железо-никелевый осколок в 25 грамм от аргентинского метеорита Кампо-дель-Сьело, который выпал более четырех тысяч лет назад; пластинку с превосходными видманштеттеновыми узорами от ещё более древнего шведского металлического метеорита Муонионалуста и красивую 9-граммовую пластинку палласита с вкраплениями полудрагоценных оливинов из магаданского метеорита Сеймчан, найденного в 1967 году. Лучший подарок в моей жизни! Развивается туризм, связанный со сбором метеоритов в пустынях и в Антарктиде, а также с экскурсиями в метеоритные кратеры, например, в сравнительно свежий Аризонский кратер, или в такое место, как Тунгуска. Если же говорить о заработке на суперболиде, подобном Челябинскому, то надо осознать, что прецедентов таких болидов просто не было. В Челябинском болиде главное не огромный камень, который упал в озеро Чебаркуль и сейчас лежит в музее, и не россыпь мелких метеоритов, которые собрали ученые и любители, а сам масштаб космического явления. Рядом по силе можно поставить только Тунгусский метеорит, но он случился над дикой тайгой в эпоху, когда у людей не было фотоаппаратов и интернета. Челябинский суперболид стал самым запечатленным, зафотографированным и информационно освещенным космическим событием за всю историю человечества - это неоспоримый факт. О нем узнало большинство землян, многие миллионы посмотрели видеозаписи его падения и взрыва. Для того, чтобы сделать это событие точкой туристического интереса, нужно было его овеществить, превратить в нечто материальное, соразмерное событию. Остаток болида в музее не может служить таким центром притяжения туристов, потому что метеоритов в музеях по миру много - и многие более эффектны и крупны, потому что накапливались миллионы лет. Нужно было как-то материализовать само недавнее событие, которое длилось считанные минуты, но оставило такой яркий след в умах и в информационном поле. Уроженец Челябинска, а сейчас немецкий политик Николаус Хауфлер, который приезжал на круглый стол в 2013 году, задавался вопросом: как туристу сфотографироваться рядом с Челябинским суперболидом? Если сравнивать с прецедентами, то на память приходят два примера - озеро Лох-несс, береговые жители которого сумели сделать озеро центром туристического интереса на мифе, ничем серьезным не подтвержденном, и городок Розуэлл, который раскрутил себя на легенде о зеленых человечках и летающей тарелке. Эти города сумели извлечь что-то из ничего; Челябинск же ничего не извлек даже из реального грандиозного события. На фоне такого мощного информационного освещения можно было бы построить оригинальное здание, которые бы не только отразило космическое событие 2013 года, но и стало бы узнаваемым брендом Челябинска - о таком шансе другие города только могут мечтать. Например, город Мышкин свою славу на мышах строит, потому что больше не на чем. А наша Челябинская область, которая всегда была ядерно-ракетным хребтом России, свой космический шанс и пик своей информационной известности бездарно упустила.

2. «Знакомы ли вы с *запахом метеорита* (миасские предприниматели делали ароматизаторы) и как он вам?»

Я видел в продаже такие флакончики и даже сфотографировал их, но желания попробовать на себе такой запах не возникло. Вряд ли этот аромат имеет какое-то отношение к метеориту.

3. «Были ли в вашей практике случаи, когда в бытовой ситуации (не в компании астрофизиков) неожиданным образом тема Челябинского метеорита проявляла себя?»

Когда меня раньше спрашивали за рубежом - из какого я города, то слово Челябинск иностранцам абсолютно ничего не говорило. Сейчас скажешь - город, где был суперболид Челябинск. И людей - вне зависимости от профессии и страны - сразу осеняет понимание: «А!»

4. «Может ли такая *беспечность* в освоении темы суперболида характеризовать сам Челябинск?»

Бюрократическая машина давно перестала быть паровозом, который что-то везёт - в ней почти весь пар уходит в свисток. Это хорошо продемонстрировал Илон Маск, который с компанией в несколько тысяч человек за несколько лет создал принципиально новые многоразовые ракеты и пилотируемый аппарат - и завоевал значительную часть рынка запусков, опередив как американские, так и российские гигантские космические компании.
Правильно сделали челябинские власти, что не замахнулись на уникальное метеоритное здание - потому что существующая бюрократическая машина оказалась неспособной построить за федеральные деньги даже вполне обычные здания: программа подготовки к саммиту ШОС оказалась провалена. Смешно слушать рассуждения о том, что отставание произошло оттого, что проект конгресс-центра был «не совсем рациональным». А кто этот проект заказывал, обсуждал и принимал? Засланные инопланетяне?

Но, как известно, народ обычно заслуживает своё правительство. Я помню, как многие челябинцы реагировали на идею постройки метеоритного здания. «Оно нам на голову упадет», «лучше детскую площадку сделать и красивые мусорные баки», «подумаешь - суперболид, лучше поговорим о нас». Кажется, половина южноуральцев до сих пор полагает, что это был не болид, а секретная ракета, которую то ли запустил, то ли сбил пьяный полковник из соседнего подъезда. Да и в коронавирус они не верят - в трамваях показывают пальцем на людей в масках и смеются.

Илон Маск показывает: прорывы могут быть только на индивидуальном уровне или в компактной группе. Ваш вопрос сынициировал интересную идею. Я только что закончил научно-фантастический роман «Юпитер-Челябинск», главным героем которой стал Челябинский суперболид и сам Урал (названия некоторых глав чего стоят: «Челябинск», «Таганай», «Кисегач», «Златоуст», «Чебаркуль»). Действие разворачивается в 2013 году и в 23 веке, на спутнике Юпитера и на Урале, возле Луны и в Белом доме. Думаю, что к концу года книга выйдет. Если найдется меценат, то по книге можно снять недорогой научно-фантастический блокбастер. Могу быстро написать к нему сценарий, и уже даже есть режиссер, готовый снимать. Если разбогатею на этом фильме, то за свой счет построю оригинальное метеоритное здание в Челябинске, потому что я один из тех челябинцев, которые всерьёз заботятся о славе родного города. В этой идее много «если», но лучше так мечтать, чем совсем никак.

Болид

Previous post Next post
Up