О пользе фотографии. Большие Озерки. Март-апрель 1919г.

Jul 12, 2013 22:28

Намедни, роясь на сайте «Белых медведей», наткнулся на фотографию. Подпись под ней гласила:

«75-мм орудие, установленное на 16-й версте дороги Обозерская-Большие Озерки, с русскими артиллеристами. Это орудие отлично работало, обстреливая деревню Б. Озерки, и предотвратило попытку фланговой атаки большой колонны большевиков».





19 марта тряд Солодухина занял дер. Б. Озерки - довольно важный стратегический пункт на дороге Обозерская - Чекуево. Занятием этой деревни создалась угроза правому флангу Железнодорожного фронта на Обозерской. Пользуясь несколькими неделями, оставшимися до наступления распутицы, и желая повторить тактику Шенкурской операции, Командование 6-й армии директивой №29/пол. от 25 марта приказывает :

1) Отряду тов. Солодухина перейти 29 марта в энергичное наступление в направлении М. Озерки - Обозерская. …

2) Бригаде тов. Вайнера, к 28 марта, занять позиции противника в районе разъездов 445-й и 448-й версты вдоль железной дороги. По занятии района разъездов 445-й и 448-й версты, развить дальнейшее энергичное наступление в сторону Обозерской, с целью отрезать путь, по которому противник мог бы вывести резервы к Обозерской, с востока, из района Антоновское - Селецкое. …

5) Командующему Плесецко-Селецким и Моржегорским направлениями, Начдиву 18 т. Уборевичу, быть в полной готовности к переходу в наступление с целью занятия района Селецкое - Антоновская, по мере развития операций в районе ст. Обозерская.

30 марта в 17-00 Солодухин повел наступление на ст. Обозерская. Одновременно началось наступление на Железной дороге. 31 марта к 12-00 отряд Солодухина достиг 7-й версты и завязал бой с противником. Одновременно была выслана обходная колонна, с целью ударить в тыл обороне противника и захватить его артиллерию.

Вот, что об этом бое пишет командир 2-й батареи 2-го Артдивизиона Барбовича капитан Соколовский:

31 марта с. г. около 9 час утра большевики открыли по расположению наших войск, со стороны Б. Озерки, редкий артиллерийский огонь. Я отправился на наблюдательный пункт для поверки пристрелочных данных заградительного огня батареи на случай атаки со стороны противника. Пристреляв батареи, я возвратился к 1-му взводу, где мне было доложено, что 2-й взвод обстреливается с тылу, из леса, со стороны ст. Обозерской, пулеметным огнем противника с близкой дистанции, причем командир 2-го взвода, подпоручик Любавский, просит по телефону о присылке пехотного прикрытия. Между тем, огонь с фронта несколько усилился. В это время подпоручик Любавский передал, что по дороге из Обозерской, в ½ версте, показалась колона, человек в 150-200, но определить, кто они такие не представляется возможности. К этому моменту у подпоручика Любавского одно из орудий было уже повернуто назад, но огня не открывало, до полного выяснения приближающейся колонны. Одновременно в штаб отряда мною была предана просьба об отправке ко 2-му взводу пехотного прикрытия. Туда были отправлены сначала 10 американцев, потом 1 пулемет с номерами, спустя некоторое время еще отряд, в общем, до 80 человек, но ввиду дальности расстояния (2-й взвод был расположен в 1¾ версты от штаба) они прибыли ко взводу минут 20 спустя. Между тем, подпоручик Любавский передал, что приближающаяся колонна - большевики, и я отдал приказание открыть огонь с установкой на картечь, а затем действовать, согласно боевой обстановке. Некоторые из солдат орудийной прислуги, растерявшиеся в этот опасный момент, были приведены под пулеметным огнем противника в боевой порядок, главным образом, ст. фейерверкером Матвеевым, т. к. подпоручик Любавский вышел вперед для корректирования огня по колонне. Минуты через 1½ -2, по большевикам был открыт огонь картечью с дистанции около 300 метров, причем первый выстрел попал в центр неприятельской колонны. Большевики, оставив на дороге 12 трупов, рассеялись по лесу, и пытались еще раз обстрелять взвод пулеметным огнем, но попытка эта не увенчалась успехом, т. к. подпоручик Любавский открыл огонь гранатой по лесу, откуда стреляли пулеметы, после чего большевики, в панике, бежали.

В этот же момент 1-е орудие 1-го взвода, будучи повернуто назад, своим огнем тоже поддержало 2-й взвод. Спустя несколько часов на месте боя, в лесу, был взят в плен оглушенный комиссар, показавший, что с ним наступал батальон. Среди трупов 2 китайца. Едва нападение с тыла было отбито, как большевики открыли совокупный огонь тяжелой и легкой артиллерии по передовой линии, подготовляя пехотную атаку. Одним орудием 2-го взвода, повернутым вновь на дорогу к Б. Озеркам, и орудием 1-го взвода был открыт заградительный огонь, которым, при содействии тяжелого орудия и пулеметного огня пехоты, сильная атака большевиков была отражена, и перед нашими блокгаузами осталось только на одной дороге 17 трупов. На следующий день противником, с 3 часов 30 минут утра, и до 11 час было произведено 4 атаки, которые, комбинированным огнем пехоты и артиллерии, были отражены с большими потерями. По показаниям пленных, потери большевиков за 2 дня доходили до 50%.

Обходная колонна, которая была расстреляна картечью, была батальоном 2-го Московского полка. Потери этого батальона были, действительно, высоки - около 100 чел., включая комиссара батальона, одного ротного и нескольких взводных командиров.

Задуманное наступление на Обозерскую, с развитием на Архангельск, не удалось. Ввиду наступающей распутицы, отряду Солодухина было приказано отойти из Б. Озерков.

Артиллеристам же 2-го взвода 2-й батареи 2-го дивизиона генералы Айронсайд и Марушевский высказали благодарность в приказе.

Остается только сожалеть, что у красных не было такого количества фотографов и фотоаппаратов, как у интервентов, благодаря чему много весьма ценной информации осталось упущенной.

Ну и еще одно фото второго орудия из состава 2-го взвода 2-й батареи 2-го легкого Артдивизиона, установленного на тех же позициях 16-й версты.


Желдорога, Архрайон, китайцы, Б.Озерки

Previous post Next post
Up