Несколько дней тому назад, в беседе с as-1919, был затронут вопрос о тактике ведения боев бело-интервентами (да и красными тоже) на Северном фронте. Мне, признаться, не встречались какие-либо интересные тактические новшества, использованные во время боев. Тактика была проста и прямолинейна - лобовая атака в сочетании с действиями обходных колонн. Причем таковая тактика использовалась, как белыми, так и красными в течение всей войны. Разве что с лета 1919г. сие однообразие стало разбавляться удушающими газами и танками.
Сказанное прекрасно иллюстрирует записка Командующего Архангельским направлением Александра Николаевича Ленговского, посланная им Гиттису в начале октября 1918г.
Надо сказать, что Гиттис, полагая, что действия бело-интервентов имеют главным направлением Котлас, а потому все свои силы они бросят на Сев. Двину, где и нанесут основной удар, просчитался и упустил из виду Железную дорогу, где, как он полагал, возможна только демонстрация. Ленговский же не раз предупреждал его, что против позиций на Железной дороге противник концентрирует свои силы и весьма вероятно в ближайшем будущем ожидать наступления. При этом он отмечал, что, вследствие неустойчивого морального положения частей (так 3-й Петроградский полк, где началась анархия, и дело было близко к мятежу, пришлось разоружить, а комсостав расстрелять) и, главным образом, болезней, силы Архангельского направления значительно ослаблены. В качестве примера он приводил тот факт, что «из команды в 120 штыков позиции смогли занять лишь 12 чел., остальные больны, вплоть до обморочного состояния. Тем не менее, Гиттис не спешил посылать подкрепления, да и, справедливости ради надо сказать, что и имел такой возможности в силу полного отсутствия таковых.
Но, как бы то ни было, наступление бело-интервентов на Железной дороге в начале октября Гиттис прозевал. В результате, хоть оборона красных и удержалась, но Ленговский ставил вопрос об отходе с 457-й на 422-ю версту. В частности он писал:
…Вопрос об удержании позиции не 457 в., а 422 в. был поднят мною именно потому, что, ставя своей задачей упорную оборону каждой версты железной дороги, при данном наличии сил не могу оборонять 457 в., как позицию, хотя и превосходную, но, по своему местоположению и природным качествам требующую определённого количества сил, а главное, резервов. Из всей двухмесячной практики на Архфронте, из действий противника, определенно вытекает один вывод: переходя в наступление, он, прежде всего, пытается взять с фронта. Если эта попытка оказывается неудачной, а противник наступает настойчиво, то, отойдя версты на две, противник начинает постепенно уширять фронт, до тех пор, пока не нащупывает наш фланг. Тогда начинается обход. Мы действуем резервами против обхода, в результате прикрепощаем эти резервы к боевой линии, т.к. противник не уходит из обхода а, по возможности, задерживается на месте, соединяясь с фронтом своих и уширяясь. Точно такая же картина на Северодвинском и на Арх. направлениях. Хоть противник отбит, но он не ушел, окопавшись в двух верстах в центре, усиленно на нас распространяется на фланге. Ясно понимаю желание противника, пользуясь численным превосходством силы, вытянуть нас в одну линию. Я не могу заведомо играть ему в руку, теперь 160(?) процентов стрелков в боевой линии, но противник все еще распространяется в стороны. Выдержать распространение больше нельзя. Необходимо снова собрать кулак, т. е. либо точно знать, когда и сколько штыков Вы пришлете, либо позицию 457 в. уже не считать оборонительной, а передовой, и сосредоточить в тылу ея на следующем рубеже этот кулак из своих наличных штыков. Другого оборонительного решения имеющимися у меня силами и за отсутствием точных Ваших обещаний, когда и сколько резервов будет прислано, я найти не могу. И своей задачей считаю оборону всей линии жел. дороги, а не 457 в. Все, что Вам передал вчера и сегодня, это только факт, на который можно реагировать только определенными решениями или свежими штыками. Факт нисколько не приукрашенный и Ваши вчерашние слова «крепитесь», его не изменят. Для борьбы за социализм я достаточно крепок, но всегда, во избежание катастроф, учитываю состояние масс, во главе которых я стою ...
На мой взгляд, вполне подробное описание тактических приемов в борьбе на Железной дороге.