Битва на 458-й версте и легендарный ночной бросок У меня нет возможности описывать каждый из минувших дней, поэтому я сразу перейду к следующим значительным событиям - легендарному переходу 28-29 сентября 1918 года и к двухдневной битве на 458-й версте, где враг удерживал предмостные позиции. Рота «М» несколько дней находилась на 466-й версте, укрепляя линию обороны и патрулируя отрезок от 464-й до 458-й версты, где враг удерживал свои позиции. Следили мы там и за тем, как продвигалась работа неприятеля над восстановлением моста. Рота «К» не спеша продвигалась по левому флангу в сторону района городка Кодыш. В скором времени мы рассчитывали нанести совместный удар по большевикам с тем, чтобы оттеснить их назад, а также захватить бронепоезд, который действовал нам на нервы почти каждый день, совершая обстрел с дальней дистанции из 4,7-дюймовых корабельных пушек, вывезенных в свое время из Архангельска. Ночью 27 сентября наш австралийский приятель лейтенант Грехам конфиденциально сообщил нам, что следует опасаться нападения. Мы не могли поверить, что это случиться завтра. Но уже днем следующего дня полковник Cазерленд, штаба «A» Forces, собрал совет офицеров на станции Обозерской. Он приказал совершить фланговый бросок и с утра атаковать позиции 455-й и 458-й верст. Переход из района 461-й версты был назначен на 15 часов. Никто из нас прежде не бывал в этих местах железной дороги. Русского проводника у нас так же не было. Нам предстояло двигаться по проторенной с востока на запад лесной тропе до тех пор, пока не упремся в широкую просеку, ведущую с севера на юг. В этом напрвлении нам предстояло идти мимо вражеских позиций, а затем атаковать их с тыла. Лейтенант Чантрил, славный английский малый и переводчик, должен был выступать в роли проводника, но и он не был знаком с этой территорией. Ближе к вечеру рота «М» и часть роты «I» выдвинулись в лес. Произошла задержка поезда. Стало темно задолго до того, как мы добрались до просеки. Парни, разве можно забыть этот жуткий переход? Даже спину товарища нельзя было разглядеть перед собой. Можно было только слышать, как кто-то спотыкается о поваленное дерево или хлюпает в болоте, увязнув по колено в трясине. Судя по тяжелому дыханию, силы людей были на исходе. И только бледный свет звезд высоко в небе вел нас вперед на юг - к лагерю большевиков. Вдруг сзади поступил приказ незамедлительно остановить колонну. Мы потеряли отставшими три отряда роты «М» и всю роту «I». Командир повернул назад, чтобы найти их. Оказалось, парни застряли на развилке, где и топтались на месте, боясь свернуть не на ту дорогу. «Капрал Хеннинг, посмотрите наверх. Видите пунктир, проложенный звездами? Разве могли мы уйти в бездну темноты? Придерживайтесь звезд - тогда вы ни за что не потеряетесь». Немного отрезвляющего юмора и солдатское хладнокровие пополам с ангельским терпением - все, что иногда требовалось в таких ситуациях
У меня нет возможности описывать каждый из минувших дней, поэтому я сразу перейду к следующим значительным событиям - легендарному переходу 28-29 сентября 1918 года и к двухдневной битве на 458-й версте, где враг удерживал предмостные позиции.
Рота «М» несколько дней находилась на 466-й версте, укрепляя линию обороны и патрулируя отрезок от 464-й до 458-й версты, где враг удерживал свои позиции. Следили мы там и за тем, как продвигалась работа неприятеля над восстановлением моста.
Рота «К» не спеша продвигалась по левому флангу в сторону района городка Кодыш. В скором времени мы рассчитывали нанести совместный удар по большевикам с тем, чтобы оттеснить их назад, а также захватить бронепоезд, который действовал нам на нервы почти каждый день, совершая обстрел с дальней дистанции из 4,7-дюймовых корабельных пушек, вывезенных в свое время из Архангельска.
Ночью 27 сентября наш австралийский приятель лейтенант Грехам конфиденциально сообщил нам, что следует опасаться нападения. Мы не могли поверить, что это случиться завтра. Но уже днем следующего дня полковник Cазерленд, штаба «A» Forces, собрал совет офицеров на станции Обозерской. Он приказал совершить фланговый бросок и с утра атаковать позиции 455-й и 458-й верст. Переход из района 461-й версты был назначен на 15 часов.
Никто из нас прежде не бывал в этих местах железной дороги. Русского проводника у нас так же не было. Нам предстояло двигаться по проторенной с востока на запад лесной тропе до тех пор, пока не упремся в широкую просеку, ведущую с севера на юг. В этом напрвлении нам предстояло идти мимо вражеских позиций, а затем атаковать их с тыла. Лейтенант Чантрил, славный английский малый и переводчик, должен был выступать в роли проводника, но и он не был знаком с этой территорией.
Ближе к вечеру рота «М» и часть роты «I» выдвинулись в лес. Произошла задержка поезда. Стало темно задолго до того, как мы добрались до просеки. Парни, разве можно забыть этот жуткий переход? Даже спину товарища нельзя было разглядеть перед собой. Можно было только слышать, как кто-то спотыкается о поваленное дерево или хлюпает в болоте, увязнув по колено в трясине. Судя по тяжелому дыханию, силы людей были на исходе. И только бледный свет звезд высоко в небе вел нас вперед на юг - к лагерю большевиков.
Вдруг сзади поступил приказ незамедлительно остановить колонну. Мы потеряли отставшими три отряда роты «М» и всю роту «I». Командир повернул назад, чтобы найти их. Оказалось, парни застряли на развилке, где и топтались на месте, боясь свернуть не на ту дорогу. «Капрал Хеннинг, посмотрите наверх. Видите пунктир, проложенный звездами? Разве могли мы уйти в бездну темноты? Придерживайтесь звезд - тогда вы ни за что не потеряетесь». Немного отрезвляющего юмора и солдатское хладнокровие пополам с ангельским терпением - все, что иногда требовалось в таких ситуациях
Reply
Leave a comment