Сирия - момент истины

Jul 30, 2012 16:31

Оригинал взят у etoruskiy в Сирия - момент истины
В самом начале зададим себе главный вопрос - кому сегодня критично необходимы изменения в Сирии? Евросоюзу, с его многократно возросшими и продолжающими усиливаться на фоне мирового кризиса и событий «арабской весны» экономическими проблемами. Прежде всего «послушная» Сирия это решение проблемы обеспечения Европы углеводородами Ближнего Востока и Центральной Азии, альтернативными российским, как в транспортном, так и ресурсном плане.

Предвосхищаю встречный вопрос, а для США «демократизация» Сирии менее важна? Отвечу - и да, и нет. «Да» - для Демократов, более тесно связанных с зарубежной финансовой элитой, и, прежде всего, с европейскими кланами. «Нет» - для Республиканцев - более ориентированных на американские финансовые круги, и использующих на их благо связи с зарубежными олигархами.

Сегодня фактом остается то, что попытки Запада воплотить силовые сценарии смены власти в Сирии провалились. Не помогло ни оснащение и усиление обученными наемниками вооруженных «оппозиционеров», ни тактика террора в отношении мирного населения и руководства, ни попытки подвигнуть на военную агрессию арабских соседей Сирии и Турцию.

А впереди очередные выборы Президента США. И в случае, если Демократы не смогут одержать победу (что не исключено), ЕС и Турция могут еще до зимы 2012 года остаться один на один с неподъёмными (без активной поддержки США) и крайне неприятными для себя проблемами, которые сами же последние полтора года создавали и взращивали в Сирии.

Республиканцам Сирия намного менее интересна, чем проблемы Афганистана и Центральной Азии, на которые с достаточной вероятностью в случае победы Ромни переориентируется акцент внешней политики США. А в Сирии Республиканцев вполне устроит долгоиграющая и желательно неразрешимая (до нужного момента) зона нестабильности с вялотекущей гражданской войной на этническом и межконфессиональном уровне с попытками федерализации и отделения отдельных регионов от Дамаска, которая будет отвлекать часть сил как исламских радикалов, так и иранских шиитов от важного для Штатов «афганского узла».

В результате, сирийская нефть еще долго не вернется в ЕС. А, обострившаяся «курдская проблема» не только поставит под сомнение все европейские планы транзита азиатских и ближневосточных углеводородов к побережью Средиземного моря, но окончательно похоронит все имперские амбиции Турции как потенциального лидера исламского мира, и поставит перед Анкарой ребром вопрос сохранения территориальной целостности страны.

А теперь о наиболее важных моментах ситуации в Сирии и перспективах ее развития подробнее.

1. Президент, Армия Сирии, сторонники Асада.

Президент Асад показал миру политическую мудрость в проведении конституционных реформ страны, политическую твердость в переговорах с западными союзниками оппозиции, несгибаемую волю и решимость отстаивать интересы своей страны и народа до последнего вздоха. Это признают союзники, это вынуждены признавать и противники. Теракт 18 июля и последовавшие за ним другие теракты нанесли серьезный урон руководству страны. Тем не менее, Президент Асад наглядно показал миру, что как бы не тяжелы были потери в руководящем звене, Сирия способна эффективно заполнить кадровые бреши и сохранить управляемость страной. Личные качества Президента Башара Асада первый позитив в указанном пункте.

Еще советские военные специалисты, работавшие с сирийскими военнослужащими, подчеркивали более высокий уровень их подготовки, дисциплины, морально-деловых качеств и способности к обучению, чем у военнослужащих других арабских стран. И эти характеристики сирийская армия полностью подтвердила за последние полгода упорных и успешных боев с вооруженной и оснащенной Западом по последнему слову оппозицией, усиленной обученными наемниками. Кроме того, упомянутый позитив многократно умножает высокий боевой дух большинства сирийских военнослужащих, осознавших:

1) что они борются за независимость своей страны не против «земляков-революционеров», а против бандитов и иностранных наемников, убивающих мирных граждан;

2) что они в состоянии побеждать и побеждают своих врагов, несмотря на всю материальную помощь Запада «революционерам».
Это второй позитив ситуации в Сирии.

А теперь о менее приятном. О сторонниках и соратниках Асада. Суннитская экономическая верхушка Сирии, вероятнее всего, была поставлена Западом перед жестким выбором - либо поддержка Асада, либо гарантированное продолжение угасания их личного бизнеса. И, несмотря на симпатию лично Асаду, которая, вероятнее, присутствует у большинства его земляков из числа суннитов-бизнесменов, сунниты сделали выбор в пользу бизнеса. Увы, только бизнес, и ничего личного.

Индикатором этого есть заявление Манафа Тласса каналу Al Arabiya и его встреча с министром иностранных дел Турции Давутоглу (к этой теме дополнительно вернемся во втором пункте оценки ситуации в Сирии).

Вопрос лишь в том сумеют ли бизнесмены-сунниты договориться с Асадом про передачу власти, на каких условиях и под какие личные гарантии. А если Асад отклонит их предложения, то ему, вероятно, придется обеспокоиться многократным усилением уровня личной безопасности и безопасности членов своей семьи, о чем писал ранее. При всем этом, самое важное, что, кто бы не стал преемником Асада, он должен быть принят всеми сирийскими этническими и религиозными концессиями, а самое главное - Армией. Иначе о Сирии как о единой стране можно будет забыть, а ее территория станет постоянным источником подрыва стабильности Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. А это как сказано выше, вряд ли устроит ЕС, Турцию, и, пожалуй, Израиль.

2. Западный (сирийский) Курдистан.

Не случайно в заголовке указан такой порядок слов. Ситуация, произошедшая в последнюю неделю вокруг северо-восточных курдских провинций Сирии, свидетельствует как минимум о территориальной автономии, а как максимум о перспективе скорого провозглашения независимости Западного Курдистана, который перестанет быть сирийским.

Многие авторы приписывают инициализацию взятия сирийскими курдами под контроль мест своего проживания на северо-востоке страны преднамеренному шагу Асада, желавшему таким образом «отомстить» Турции и обезопасить северные границы страны. Думаю, что такое толкование ситуации в, пока еще формально сирийском Курдистане, неверно.

Возможно, Асад первоначально хотел привлечь на свою сторону курдов и даже вооружить их по аналогии с сирийскими христианами для совместного противостояния вооруженной оппозиции. Но ситуация, видимо, сразу вышла из-под контроля, когда курды не только ультимативно потребовали, но и добились полного вывода всех сирийских силовиков и представителей органов сирийской власти со своей территории. Думаю, свою настоящую позицию по «курдскому вопросу» Асад высказал в начале месяца в ряде интервью турецкой газете “Джумхуриет”, когда заявил, что не поддерживает как идею создания Западного Курдистана, так и деятельности РПК на территории своей страны. И понять Асада просто - дробление Сирии на ряд государств, когда примеру курдов могут на юге последовать друзы, не может быть приемлемой ценой в борьбе с вооруженной оппозицией.

Думаю, что ситуация в Западном Курдистане стала еще более неприятной (чем для Сирии) неожиданностью для Турции, реально ощутившей у себя за спиной дыхание начала возрождения Северного Курдистана, результатом которого станет потеря востока страны и выхода на Кавказ, в зону традиционных исторических интересов Анкары.

Скрытая паника ощущается и в заявлениях руководства Турции о решении проведения бомбардировок баз РПК на территории Сирии. Глупее действия, чтобы окончательно зажечь турецких и иракских курдов вообразить сложно.

Эмоции, эмоциями, но Анкара, считаю, отлично понимает, что решить проблему Западного Курдистана, пока курды не объявили о провозглашении самостоятельной государственности, может только Армия Сирии, для которой это пока еще внутреннее дело. Думаю, именно этот вопрос и обсуждался на вышеупомянутой встрече Даватоглу с Манафом Тлассом, инициированной, скорее всего, именно турецкой стороной. При этом, Анкара, вероятно, выступала «просящей стороной», выторговывая условия, на которых клан Тлассов мог бы согласиться помочь Анкаре в решении «курдского вопроса» по ту сторону сирийско-турецкой границы. А еще одним подтверждением того, что нынешняя демократическая администрация США поддерживает политику Турции в противостоянии созданию Западного Курдистана, является соответствующее заявление заместитель госсекретаря США Майка Хаммера о том, что в Сирии нет места РПК. Дождемся ли мы что-то подобного даже на словах от республиканской администрации в случае победы Ромни? Не уверен.

Выводы

1) Не будучи до конца уверенной в победе Демократов на выборах в США, Европа, пока ее устремления в Сирии поддерживает администрация Обамы, кровно заинтересована в быстрейшем разрешении «сирийской проблемы» без последующей гражданской войны в стране. Для этого достаточно и желательно передать власть от Асада преемнику, которого воспримут как вооруженные силы Сирии, так и основные религиозные концессии страны.

2) Образование и укрепление Западного Курдистана, опасное как для Турции, так и для ЕС, нужно упредить до начала президентских выборов в США. В случае победы республиканцев, администрация Ромни может негласно поддержать сирийских курдов. Решить проблему Западного Курдистана с минимальными потерями для Турции можно лишь руками преемника Асада. В обмен ему могут гарантировать как снятие экономических санкций ЕС, так и полный отказ Турции и Европы от поддержки сирийской оппозиции с одновременной помощью в борьбе с сирийскими курдами.

В любом случае, получается, что в интересах целостности и потенциального спокойствия Сирии от внешней агрессии Башар Асад оказывается перед тяжелым выбором возможности передачи своих полномочия преемнику. Благо, что ситуация, складывающаяся вокруг Западного Курдистана, может содействовать тому, что передача власти состоится на относительно приемлемых для страны условиях с реальной гарантией сохранения жизни Асада и отсутствия гонений на его семью.

актуально, мнение

Previous post Next post
Up