"Хотя этот сталинский Советский Союз и провозглашал себя социализмом, государством победивших рабочих и крестьян, на деле он был гораздо ближе к традиционной для России модели идеократического служилого государства, чем к умственным построениям немецких коммунистов.
[читать далее] В сталинском СССР были тягловые сословия - колхозники, рабочие, ИТР, учителя, преподаватели, на плечах которых лежало тягло создания духовных и материальных благ, и служилые сословия - НКВД, армия, партийные работники, составляющие государство и служащие вождю и идее, которую он символизировал. Каждое сословие за свою службу государству и организующей и освящающей государство идее получало свои права и привилегии, которые складывались в некую иерархию (сословную систему советского общества хорошо описал социолог С. Кордонский). Ядром служилых сословий, своего рода советской сталинской «опричниной» была партноменклатура - освобожденные от других родов деятельности партийные работники. Они были воинским монашеским орденом, на чьи плечи ложилось руководство всеми важнейшими сферами общественной жизни (членов партноменклатуры, скажем, назначали для реализации масштабных проектов, вроде строительства заводов, электростанций, создания новых видов оружия и т.д.). От них требовались аскетизм, верность идее и вождю, готовность ради них пожертвовать всем, забвение личных интересов. За это государство предлагало им самые широкие привилегии - улучшенное питание, персональные автомобили, роскошные квартиры, прислугу, дачи. Но все это носило характер именно государева дара за службу, каковой всегда можно отобрать. Никакой частной собственности у них не было, и даже сама их жизнь им не принадлежала: за неуспехи в работе они платили своей головой.
Такова была классическая советская цивилизация, созданная при Сталине. К середине 1980-х годов она уже изрядно расшаталась и переживала глубокий кризис. Руководящая идея - марксизм-ленинизм, очевидно, перестала отвечать новым реалиям, в неё не верили даже те, кто карал за нарушения ее чистоты. Для идеократического государства это поистине гибельно: здесь, в отличие от демократии, власть делает легитимной не компромисс между влиятельными группами, а именно идея..." (Р. Вахитов)