Оригинал взят у
chipstone в
Банк "России". Часть 2. Даешь народный ЦБ!
Стоит ли говорить, что текущее положение Центрального Банка РФ в системе государственного управления по сути своей неприемлемо и не оставляет России никаких шансов на выживание? Фактически стоит удивляться тому, что мы все еще существуем в качестве пусть и «хромой», но самостоятельной державы, и все еще пытаемся как-то удержаться на плаву.
Законодательство о ЦБ необходимо срочно менять. Но вот как именно менять - вопрос особый.
Самое напрашивающееся решение - переподчинить ЦБ напрямую Правительству России или Президенту. Но будет ли такое решение верным? С одной стороны, это будет явно лучше, чем сегодня. У правительства появятся дополнительные рычаги для развития национальной экономики не только в интересах сырьевых экспортеров (это направление и сегодня не противоречит интересам ЦБ, поскольку ведет к увеличению ЗВР), а в интересах всей экономики страны. Но есть и обратная сторона медали. Бесконтрольная эмиссия будет серьезно угрожать стабильности цен. А ведь искушение закрывать любые дыры в бюджете с помощью «печатного станка» будет очень велико.
Недавно я уже высказывал свое «экзотическое» предложение по этому поводу. Его суть в том, чтобы сделать Центральный Банк РФ фактически принадлежащим все жителям нашей страны. Технически это может быть выражено в пожизненном владении каждого гражданина России одной именной (без права продажи или передачи иным способом) акцией Банка России. Такие акции эмитируются для каждого новорожденного и автоматически аннулируются со смертью человека или утери им гражданства РФ.
При всей кажущейся абсурдности этой идеи, к ней стоит присмотреться. Во-первых, у Банка России появится фактический, а не абстрактный собственник - народ России. Во-вторых, вся прибыль Банка от его операций найдет своего истинного владельца. Ведь эмиссия денег - занятие исключительно прибыльное, куда прибыльнее, чем кредитные или валютные операции. И эмиссия при всех ее минусах, связанных с рисками инфляции, бывает необходимой. Достаточно взглянуть, что стало с экономикой Греции, когда ее лишили этого инструмента. А на очереди Италия, которая до вступления в зону евро благополучно на протяжении десятилетий решала свои экономические проблемы и проблемы международной конкурентоспособности своей экономики именно за счет эмиссии. Да, инфляция от такой политики была и немалая. Но пользы для экономики, да и для граждан она приносила немалую. Инфляция в ограниченных объемах вообще явление скорее положительное, чем отрицательное для экономики. В случае «всенародного ЦБ» потери населения от инфляции вполне компенсировались бы за счет прибыли, зарабатываемой ЦБ. До 50% ежегодной прибыли ЦБ могло бы совершенно безопасно для стабильности работы банка выплачиваться гражданам России в качестве дивидендов.
С помощью такого «народного ЦБ» можно было бы достаточно просто навести порядок и в нелегком деле управления государственной коммерческой собственностью (унитарные госпредприятия, доли владения акционерных обществ и прочие юридические «новообразования» типа госкорпораций). Сегодня эти вопросы находятся либо в ведении «Росимущества», либо отдельных министерств и ведомств. В любом случае - подчинены Правительству. Хотим мы или не хотим это признавать, но здесь присутствует скрытый конфликт интересов. Чиновник, связанный с такой госкомпанией по службе, автоматически начинает лоббировать ее интересы в правительстве. Даже в ущерб прочим должностным обязанностям. Передача всех государственных пакетов акций и прав собственности автоматически ликвидировало бы этот конфликт. Более того, любая помощь ЦБ любому из этих предприятий оказывалась бы в интересах всего народа. Либо через кредитные доходы, либо через прибыль компаний, либо обоими способами одновременно.
Следующий момент. Не секрет, что состоящим на государственной службе запрещено одновременно заниматься бизнесом. В отдельных случаях это правило распространяется и на членов семьи служащего. И это правильно. Природу человека не переделать. Если есть конфликт интересов, значит, он будет использован человеком в личных целях. Но как дело фактически обстоит сегодня? Выбирается (из числа «отдаленных» родственников, друзей) доверенное лицо, которому номинально права владения бизнесом передаются в доверительное управление. А фактически все остается как было. Чиновник и депутат весь период своего срока во власти упорно продолжает трудиться на благо своего бизнеса, лоббируя его интересы где только возможно. Но и этот конфликт автоматически «уходит», если таким доверительным управляющим становится ЦБ. В этом случае лоббируй интересы или не лоббируй, а прибыль компании пойдет на благо всего населения России.
Все вышесказанное, безусловно, относится только к вопросам владения и распределения прибыли, но не может касаться вопросов управления Банком. Любым делом должны управлять профессионалы. А подобрать профессионалов могут только другие профессионалы. В этой связи предлагаю разделить вопрос на несколько частей.
· Председатель Совета Директоров ЦБ выбирается Президентом РФ из пяти кандидатур, предложенных Ассоциацией Российских Банков. На сегодня это наиболее авторитетная общественная организация профильных профессионалов.
· Члены Совета Директоров ЦБ представляются Председателем ЦБ и утверждаются Государственной Думой.
· Процедуру избрания членов Национального Банковского Совета можно оставить как есть (по несколько членов от разных ветвей власти).
· Самое главное - ввести оперативное подчинение Совета Директоров Правительству РФ.
Нельзя обойти вниманием и политику по отношению к золото-валютным резервам. Думается, нам совершенно незачем «кормить» иностранные экономики своими ресурсами. Разумеется, совсем без ЗВР мы не обойдемся, но, имея постоянно действующие и очень крупные источники экспортной выручки, нам совершенно незачем держать «в заначке» сотни миллиардов иностранных цветных бумажек». Вполне достаточно иметь полугодовой объем средств для оплаты импортных поставок. Да и большую часть ЗВР куда надежнее хранить не в виртуальных, а в реальных активах - золоте и серебре. При этом совершенно на стоит бояться падения цен на эти активы. В отличие от «напечатанного богатства» это просто так из воздуха не возьмешь. Так что любое минимальное снижение цен на золото и серебро вполне можно было бы использовать для пополнения резерва. Золото и серебро, хранящиеся в оперативных целях за границей, необходимо разместить в подконтрольных нам банках, да и сами бывшие «совзагранбанки» стоило бы вернуть в собственность ЦБ. Великолепный инструмент национальной финансовой геополитики получится.
Вообще тему того, как можно было бы перестроить наши отношения с миром, имея полноценный суверенный Центральный Банк, можно продолжать до бесконечности. Здесь и расширение рублевой зоны на все страны СНГ, и переход на взаиморасчеты за наши энергоносители исключительно в рублях, и многое, многое другое. А главное - впервые стала бы возможной ситуация, когда главный капиталистический инструмент захвата власти впервые бы трудился на благо всего народа.