Легендарные ассасины

Apr 09, 2013 16:34



Со времен крестовых походов термин “ассасин” укоренился во многих европейских языках, став обозначением наемного убийцы. В средневековой, да и современной литературе ассасины представляются демонами ночи, бесстрашными, неуязвимыми воинами, проникающими в самые потаенные места и несущими неминуемую смерть. Опьяненные гашишем, они не ведают страха и сомнений, потому спастись от них невозможно. Откуда появился этот образ? Существовали ли ассасины в реальности или все, что рассказывают о них - выдумки? Тайный орден смертников, райские сады и прекрасные гурии, молодые воины, одурманенные гашишем и готовые идти на смерть по первому приказу таинственного Старца Горы… Где правда, а где ложь в этих легендах?

Появлению ордена ассасинов способствовали три религиозно-политических раскола в мусульманском мире. После смерти Пророка Мухаммеда встал во-прос о преемнике. Мнения разделились. Старейшины арабских племен выбрали тестя Пророка - Абу Бакра, но многие мусульмане желали видеть на его месте зятя Мухаммеда - Али. Так произошел первый раскол империи: на суннитов ("людей Сунны и общины") и шиитов ("приверженцев Али"). Первые считали движущей силой развития государства демократию, вторые - власть одного, одаренного благодатью Аллаха. На протяжении многих веков между ними шла неугасимая борьба. Сила была на стороне суннитов. Чтобы выжить, один из вождей шиитов разработал учение такийя. Шиит мог скрывать истинные верования, дабы не подвергать жизнь опасности, и это не считалось грехом. Скрытность, притворство облегчало задачу шиитским агентам, и шиизм разрастался у суннитов под носом. Такийя позднее сыграло значительную роль и для ассасинов.

Положение шиитов усложнилось вторым расколом. Седьмой имам вопреки правилам назначил наследником не старшего сына - Исмаила, а младшего. Часть мусульман возмутилась, и не признала нового правителя, как и пятерых последовавших за ним. Их называли седмичниками или исмаилитами. Остальные же стали именоваться шиитами-двунадесятниками или дюженниками.

В 909 г. шииты объединились в государство - Фатимидский халифат. Следующий век для него стал временем непрерывных войн. В халифате установилась военная диктатура, реальной властью обладал главнокомандующий. Халиф перед смертью объявил преемником старшего сына Низара. Главнокомандующему же было выгоднее правление младшего сына, которого он и посадил на трон. Низар был казнен, но остались верные ему люди - низариты. Они спасли сына Низара, его воспитал в Аламуте суспензорий принца Хасан ас-Саббах.

Ас-Саббах возглавил движение низаритов. До самой смерти он не покидал крепость Аламут, работал над доктриной низаритов, руководил революционной деятельностью, изучал науки, как точные, так и мистические, в то же время вел исключительно набожный и аскетичный образ жизни. Того же требовал и от своих последователей.

Численный перевес был на стороне суннитов, в открытой борьбе Хасан несомненно проиграл бы. Тогда его посетило озарение. К чему проливать лишнюю кровь, если зачастую проблему можно решить смертью одного человека?

Политические убийства известны еще со времен Пророка, но лишь Хасан до-вел их до совершенства, поставил на конвейер.

Шахидов древности называли фидаинами, значительно позже - ассасинами. Их жертвами становились известные лица, ведущие антиисмаилистскую пропаганду: военачальники, князья, халифы. Фидаины могли годами жить бок о бок с "мишенью", а потом наносили удар. Подобные методы оказались эффективными. Аламутское государство обрело мощь, держало весь мусульманский мир в страхе.
По легендам обосновавшись в крепости и объявив о создании государства, ибн Саббах отменил все государственные налоги, объявив тем самым войну правившей тогда в Персии династии Сельджуков. Вместо обычных повинностей жители Аламута теперь были обязаны строить дороги, рыть каналы и возводить укрепления. Надо отдать Хасану ибн Саббаху должное - он в равной степени интересовался научными достижениями как Востока, так и Запада. Его агенты скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие знания из разных областей: архитектуры, медицины, инженерного дела и т. д. Ибн Саббах приглашал (а если его приглашение не принимали, то и похищал) лучших ученых, инженеров-строителей, медиков и даже алхимиков. Ассасины создали такую совершенную систему фортификаций, которая не имела себе равных в те времена.
Ибн Сабах был последователен, справедлив и, если нужно, жесток. Он установил свои законы и требовал их беспрекословного исполнения. За малейшее отступление виновному грозила смертная казнь. Старец Горы наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничение касалось пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов и дворов, дорогой одежды и т. п. Это фактически привело к полному уничтожению разницы между низшими и высшими слоями общества. Красочным свидетельством верности ибн Саббаха собственным принципам может служить тот факт, что он приказал казнить одного из своих сыновей, лишь только заподозрив, что он нарушает установленный им закон. Зато его сторонники, видя это, были преданы ему всем сердцем.

Когда в Сирию вторглись крестоносцы, они столкнулись с местными низарита-ми, как и с рассказами об их убийцах. Результатом такого знакомства стало множество мифов, которые надолго сокрыли от нас истину.
Известно лишь, что в государство низаритов входили горные районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака с их неприступными замками и крепостями.
Пало это государство под натиском войск Хулагу, внука Чингисхана в 13 веке, но исмаилитское движение продолжило своё существование. В XVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.
Сегодня низариты живут в двадцати пяти странах. Наибольшей численности они достигают в Северном Афганистане, Горном Бадахшане и Памирской области Таджикистана. В отличие от большинства мусульманских народов, низариты приняли достижения западной цивилизации и выбрались из нищеты, безграмотности и веронетерпимости.

С 1957 года и по наши дни низаритов возглавляет Ага-хан IV. Династия Ага-ханов построила множество образовательных, здравоохранительных, спор-тивных учреждений, жилых зданий, банков и мечетей. Достигла неменьших успехов во внешней политике. Ага-хан IV учредил фонд, способствующий развитию стран третьего мира, а в Лондоне основал институт исследования исмаилизма.

Хоть низариты не сохранили государственность, не добились мирового господства, их учение прошло сквозь века, претерпев множество трудностей, а община не исчезла в тени более крупных группировок.
По материалам статей из сети.

История, интересно

Previous post Next post
Up