Одесса 222! С Днем Рождения, родная!

Sep 02, 2016 09:14

В этот день ровно 222-а года назад на политической карте Российской Империи в блистательном ряду столпов русской государственности, наших былинных  Новгорода, Киева, Владимира, Суздали, Москвы, а также,  рядящегося в одежды молодого гуляки и повесы  таинственного и загадочного Санкт-Петербурга появилась совсем юная Одесса.
Этот удивительный город стал результатом впечатляющих военно-политических усилий предпринятых империей Романовых на южном фланге евразийского континента в предшествующее рождению десятилетие . Всего 11 лет назад был окончательно включен в мускулистое имперское тело фантастический Крым, остров не остров, материк не материк, место, где крестился князь Владимир, земля еще помнящая потертые подошвы сандалий апостола Андрея Первозванного, Крым, сказочные скалы которого омываются чистейшей во всем Понте Эвксинском лазоревой, пахнущей йодом и морской рыбой прозрачной и соленой водой.
А за пять лет до рождения самого знаменитого из южных городов империи воинами корпуса генерал-майора де Рибаса была взята на шпагу важная турецкая крепость Хаджибей, стоявшая на защите богатых торговых путей. Путей, которыми хаживали самые торговые народы на свете - и греки и генуэзцы и турки и армяне.
Город для империи стал дверью в покои южной Европы, а для населения южных земель точкой сборки уникального культурного явления впоследствии называемого по разному: и Южной Пальмирой и Мамой и Жемчужиной у моря. Конец 18 века ознаменовался появлением в короне российской империи драгоценной жемчужины под названием Одесса.
Как сообщают хроники:
  • 22 августа (2 сентября) 1794 г. с благословения митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила в присутствии Дерибаса и Деволана состоялась торжественная закладка города.
  • В этот день были положены фундаменты Большого мола, малого жете (гавань для гребных судов), эллингов и верфи для починки казённых судов, двух пристаней с набережной для удобного приставанья купеческих кораблей, двух церквей во имя св. Николая и св. Екатерины и была проведена первая борозда для фундаментов городских строений. Позднее началась постройка здания карантина, таможни, адмиралтейского магазина, госпиталя, соборной церкви, магистрата и дома для главного начальника.
Де Рибас (О. М. Дерибас) и де Волан (Ф. П. Деволан) первые градоначальник и архитектор нашего города.

Город перенявший у северной столицы осмысленную и строгую планировку рос и развивался, преодолевая, как и положено живому организму, пугающие болезни и трудные испытания. Из болезней особенно зловредными были чума и холера: самая смертоносная эпидемия чумы выкашивала жителей в 1812 году, а самая последняя эпидемая холеры напугала одесситов в августе 1970-го. Грипп под названием "испанка" собирал свою мрачную жатву в течение года, совпав по времени с последним годом Первой Мировой войны и первым годом Войны Гражданской в России (1918).
Несколько войн испытывали на прочность инфраструктуру нашего города и мужество его жителей. В Крымскую войну с портовых молов и аллей Приморского бульвара одесские пушки выстреливали чугунные ядра в силуэты британских и французских корветов и фрегатов, мешая вражеским корабельным орудиям безнаказанно ровнять прекрасные одесские здания с землей.
В Первую Мировую турецкий флот обрушивал снаряды на красавицу Одессу.
В Гражданскую войну улицы города топтали сапожища европейских интервентов и хуторянских предтеч нынешних бандер и шухевичей.
Но высшей точкой проявления лучших качеств одесского народа стала героическая оборона от германских поработителей начавшаяся в августе 41 и продолжавшаяся долгих 73 дня. Мужественные, героические, изобретательные и юморные одесситы не были побеждены в этом сражении: стойко сопротивляясь натиску врага, надежно защищая свою обожаемую Маму ее усталые и израненные защитники в полном составе уплыли из-под носа противника, выполняя приказ командования. Их мужество и опыт потребовались в соседнем братском Крыму. Севастополь, база Черноморского Флота, был важнее  блокированного и с суши и с моря торгового порта.
Упорная и уверенная Оборона Одессы может быть объяснена только огромной любовью и кровной связью защитников с землей, которую они обожали и считали своим родным домом. И только на земле пропитанной веселым и мудрым юмором в период тяжелых испытаний могли появиться на свет танк "На Испуг" - потому что таки, да, брали "на испуг", и трамвай, курсирующий по маршруту "Центр Города - Фронт" - ведь, морячки ехали на фронт, как три месяца тому на пляжи Ланжерона и Аркадии  со своими смешливыми и громкоголосыми подругами.
И в последнюю войну, войну руси и выруси, войну которая пока не окончена у Одессы-Мамы снова нашлись достойные защитники: в коротком сражении с многократно превосходящими силами врага, без тылов и малейшей надежды на помощь 2 мая 2014 года одесситы бились против оккупантов на улицах родного города, а когда сил совсем не осталось заняли последний рубеж обороны на этажах Дома Профсоюзов и в полном вражеском окружении достойно приняли мученическую смерть. Пали в бою, но Маму не предали!

Помолчим в память о всех наших братьях и сестрах сложивших свои светлые головы за право  дышать полной грудью привольным морским воздухом и свободно говорить языком родным и понятным!
....

А еще наш город город света и поэтов - великий мистификатор Пушкин, прожив в Одессе год, упомянул город в известном отрывке поэмы "Евгений Онегин":

Я жил тогда в Одессе пыльной...
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.

Пусть, о самом городе немного, зато, за тот же год тридцать(!) прекрасных одесситок удостоились его лирических посвящений. Среди них Амалия Ризнич, Каролина  Собаньська,
Елизавета Воронцова.
Среди известных поэтов, родившихся в Одессе Эдуард Багрицкий, Анна Ахматова и другие. Они много совершили в литературе, но только один из них сумел совершить и в жизни - поэт Вадим Негатуров родился в Одессе, жил и творил в Одессе и умер в Одессе, защищая Одессу:

У двуглавых орлов окантованы золотом перья…
Для двуглавых орлов неизменен имперский статут…
Между злом и добром, на границе Духовной Империи
Добровольцы-Солдаты безсрочную* службу несут.

Впереди, в темноте, - злое воинство чёрной материи,
В полумгле пограничной - шпионы, иуды, ворьё…
Умываются потом кровавым Солдаты Империи,
Шаг за шагом в боях расширяя границы её.

ХуторскИе народцы путь жизненный сытостью меряют;
Жаждет славы позёр; торгашу - лишь в процентах резон…
Эти страсти скуднЫ для Солдата Духовной Империи:
Тесен хутор ему; мир барыг и позёров смешон!

Деньги, слава и власть добровольцу отнюдь не критерии,
Страх - не стимул ему, а чины - не мерило ему,
Но святая награда Солдату Духовной Империи -
- Поступь Божьих побед - дивный свет, прожигающий тьму.

Ни опричникам грозным - дзержинским, скуратовым, бериям,
Ни царям, ни генсекам, ни лидерам скотских эпох
Не даётся никак власть над сердцем Солдата Империи,
У солдатского сердца один государь - только Бог.

Строй бойцов невелик, но зато не редеет с потерями -
- Все у Господа живы! И каждый, кто в Вечность уйдёт,
Остаётся и там Вечным Воином Вечной Империи,
Путь к победам земным освящая с Небесных Высот.

А на грешной земле, твёрдо в принцип имперский уверовав,
В строй становятся те, чьи сердца - драгоценный кристалл.
И не знают порой добровольцы-Солдаты Империи,
Что на ратную службу их сам Вседержитель призвал.

Строго спросится с них - ведь избранники Божьи тепЕрь они!
Будет сила дана им - прямая Небесная связь!
И простится им многое - честным Солдатам Империи -
- И войны неизбежная кровь, и окопная грязь…

Он писал, как дышал, и жил, как писал. До самой смерти!
С Днем Рождения, любимый город! Покуда есть хоть один одессит готовый умереть за тебя, ты будешь жить!
Previous post Next post
Up