Фотограф РИА Новости Владимир Вяткин в фотожурналистике 45 лет. Он обладатель самого престижного в мире фотожурналистики приза «Golden Eye» (Золотой глаз) и трех золотых медалей «World Press Photo», трижды он входил в жюри этого конкурса (1987, 1988,1992 г.). Участник множества российских и международных выставок. Его работы побеждали в международных конкурсах - Интерпрессфото, Mother Jones Photo Contest (International Fund for Documentary Photography - США), SSF World Sports Photo Contest (Япония), Humanity Photo Award и Great Wall (Китай) и др. В 1998 г. Международный Олимпийский Комитет (Швейцария) вручил ему диплом «Лучшее портфолио».
Владимир Вяткин - универсальный фотограф. Он снимал войну в Никарагуа, Афганистане и Чечне, фоторепортажи со спортивных соревнований и за кулисами театров. Ему одинаково интересны выдающиеся деятели культуры и простые люди, он с равным мастерством делает портреты на улице и в студии, варьируя стилистику и приемы. На вопрос, что для него фотография, Вяткин отвечает: «Это стихия чувства. Это мистика, это магия, это мистификация жизни... Это неврозы, инсульты, больницы - и так далее, и так далее. Для профессионального, серьезного фотографа - это образ жизни. Это - ВСЕ».
На выставку в Фотографическом музее "Дом Метенкова", организованную при поддержке Компании Nikon, вошли фотографии, снятые за последние четыре года. Героями серии «Властители музыкальных сфер: от piano до forte» (2009) стали выдающиеся дирижеры и, кажется, мы слышим музыку, глядя на их лица. Дирижер за пультом - это отдельный спектакль, видный только оркестру. Фотограф сумел передать чувства, переполняющие музыканта. Если дирижер творит музыку на пределе внутреннего напряжения, то артист балета, чей инструмент - тело, выходит на сцену с полной физической самоотдачей. В серии «За кулисами мирового балета» (2013) стальные мышцы, отточенные движения, накал страстей.
Портреты «шестидесятников», властителей дум советской интеллигенции Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского и др. были сняты в июле2009 г. на похоронах Василия Аксенова. Это грустная серия об «уходящем поколении» производит особенно сильное впечатление, когда уже нет некоторых из героев фотографий. И, напротив, фантасмагорическим театром абсурда кажется пестрая толпа московских митингов серии «Поколения Москвы в лицах», где перемешались националисты и «белоленточники», рокеры и коммунисты. Главная тема Владимира Вяткина - человек, в прекрасных и отвратительных его проявлениях. «Причём, чем глубже эта тема и чем более жесткие стыки человеческих характеров, отношений - тем интереснее», - говорит фотограф.
Владимир Вяткин о фотографии и своих героях:
В мировой истории останется не просто безликий фотодокумент, а фотодокумент, сделанный художником, мыслителем, философом, социологом, психологом. Не просто картинка, а некий осмысленный образ ситуации, художественно выраженный. Будущее фотожурналистики - за её осмыслением, за глубоким проникновением в психологию человека, человеческие отношения, в характеры. В то, что самое сложное и вместе с тем самое интересное.
Хорошая фотожурналистика в дальнейшем будет оцениваться вовсе не умением снимать. Изобразительно-содержательная составляющая фотожурналистики зависит от внутреннего воспитания, от качества мозгов человека, его интеллекта, его образованности, его умения мыслить и в какой-то мере предвидеть события. Фотография всё это может.
Я бывший музыкант и сижу иной раз в оркестре с теми, с кем я учился когда-то музыке в музыкальной школе и играл в одних оркестрах. Я иду к живописцам и знаю язык живописи. Для того, чтобы с людьми общаться и их снимать, надо говорить на их языке профессиональном. Необязательно с художниками и музыкантами: с уголовным миром, с армейцами и так далее. Без знания языка и умения ладить и находить подход к человеку, снять невозможно. 90 процентов наших объектов съёмки - это люди. Я предпочитаю отвлекать человека по минимуму: веду съемку с большого расстояния, наблюдаю. Я снимаю с тридцати-сорока, а то и ста метров. Чтобы запечатлеть без вмешательства внутреннюю психологию, состояние, чувства.
Во мне борются два человека. В меру состоявшийся фотограф Владимир Вяткин и несостоявшийся музыкант и художник Владимир Вяткин. И, к счастью, несостоявшегося художника и музыканта во мне больше сейчас. Мое главное желание, чтобы снимки звучали классно. Как звучит серьезная музыка - с модуляциями, с forte и piano. Я стремлюсь к тому, чтобы изобразительно мои снимки были не менее привлекательны, чем живопись.