Эхо Москвы, Чернобыля, Токуо, Фукушимы и министров

Sep 14, 2011 22:45

Только что я очень мило побеседовал с Натальей Жуковой. Её интересовало мое мнение про Фукушимскую катастрофу и японских премьер-министров (Кан Наото - прошлый, и Йошихико Нода - теперешний). Я сказал, что они оба из одной и той же политической партии, и думал, что с политикой закончено, но не тут то было…

Я сказал Наталье, что я не занимаюсь политикой, и что вопросы о моральных качествах нашего сиятельного руководства совсем не по адресу. Поэтому наша беседа, вероятно, никуда не пойдет. Но на тот случай, если Наталья куда-нибудь вклеит кусочки нашей беседы, и если там вдруг промелькнет, что я эколог, или что японские ядерщики отнеслись к аварии на Фукушимской станции гораздо серьезнее, чем советские - к аварии на Чернобыльской, или что новый премьер-министр гораздо лучше предыдущего, или что хрен слаще редьки - я ничего таково не говорил. Чтобы не было путаницы, привожу мои основные тезисы здесь.
Тут немножко больше, чем я сказал Наталье, ну уж раз сказал про эти дела "а", то слово на "б" уже само просится на клавиатуру, чтобы адекватно характеризовать ситуацию в Японии, да и в России тоже.

Непонятно, зачем перевирать название японского города ふくしま (福島, Fukushima, Фукушима): в японском алфавите есть буква し , которая читается как "ши". Почему ее при переводе на русский заменяют на "си"? Такого звука в японском языке вообще нет. То есть непонятно, почему Фукушиму называют Фукусимой.
К тому, что так же называют электростанцию и реактор, от которых до города Фукушима километров 50, я уже привык. Так же реактор в городе Припять, от которого до города "Чернобыль" километров 20, называют в просторечии "Чернобылем".

Главное сходство Фукушимы с Чернобылем в том, что и в Фукушиме, и в Чернобыле, авария сперва была незначительна. Но бездарное руководство со стороны невежественных министров приводит к тому, что локальная авария превращается в национальную катастрофу. Японские министры оказались благороднее советских, они поняли пагубность своих действий и все ушли в отставку. Это как если бы после Чернобыля все советские министры ушли в отставку. (Но советские ветераны, вместо того, чтобы устыдиться, продолжали награждать друг дружку орденами и медалями.)

То, что карту радиоактивного загрязнения публикуют не в тот же день (как публикуют изотермы и изобары) я считаю саботажем. Я бы понял такой саботаж, если бы дозиметристы, имеющие доступ к первичным данным, использовали бы их в корыстных целях, продавая недвижимость в зараженных районах и скупая скот и недвижимость в незараженных районах, чтобы потом, когда карта заражения будет опубликована, наварить по тысяче процентов прибыли.

Решение о круглой тридцатикилометровой зоне эвакуации соответствует уровню компетенции выпускника детского сада, или двоечника-второгодника из средней школы. Я бы понял, если бы такое решение исходило от какого-нибудь российского шпаны-кагебиста с детской ментальностью на уровне "наложить в штаны" и "замочить в сортире"; но я не ожидал такого от правительства страны, которую я все еще считаю одной из самых цивилизованных стран мира.
Форму области загрязнения можно было понять на основе данных от наземных метеостанций. Требуется организованная работа диверсантов-вредителей для того, чтобы карта загрязнения не попала в газетные публикации на следующий день после измерений. Однако не похоже, чтобы таких диверсантов, врагов народа, предателей, изменников судили - что в СССР, что в России, что в Японии. Я понимаю что концепция "враг народа" опасна, но я высказываю мое мнение, и мне остается лишь надеяться на то, что хотя бы в одной из упомянутых стран (Япония, Россия) уровень законности действий профессиональных юристов хотя бы чуточку выше моих наивных суждений.

То, что система информации и оповещения не работает как должно, приводит к экологической катастрофе: без детальных сведении о состоянии реактора и аварии, её ликвидаторы не могут уменьшить её масштабы, и лишь напрасно губят свои жизни и здоровье. Я считаю, что это относится к Фукушиме; хотя еще более безграмотно советские ветераны действовали в Чернобыле: Когда взрыв выбросил из реактора тепловыделяющие элементы и раскидал их по территории ядерной электростанции, советские ветераны послали солдат-призывников подбирать эти тепловыделяющие элементы и закидывать их обратно в реактор. Такие "ликвидаторы" сложили ядерный костер, в котором ядерное топливо вместе с тысячами тонн песка, которые набросали с вертолетов, выгорело в атмосферу; при этом почти вся Европа оказалась зараженной нестабильными изотопами.
Такие действия можно было бы понять, если бы авария и её ликвидация были бы изначально ориентированы на распил бюджетных ассигнований: На бюджетные деньги приобреталось туфтовое горючее, и туфтовые бульдозеры и вертолеты доставляли туфтовые килотонны песка, чтобы на сэкономленные средства министры могли построить себе вполне реальные дворцы в цивилизованных странах. Опять-таки, возможна и иная интерпретация, в которой Чернобыльская катастрофа - результат не злого умысла советских ветеранов, а их тупости и невежества; но тогда не понятно, откуда у советских ветеранов столько недвижимости в цивилизованных странах.

Ещё в прошлом веке нобелевский лауреат Андрей Сахаров писал, что наземные ядерные реакторы опасны и должны быть запрещены. Все реакторы должны строиться под землей с тем, чтобы в случае аварии систем охлаждения их можно было залить водой без привлечения пожарных-камиказе. До сих пор мировая общественность не отнеслась всерьез к передостережению Сахарова.

Если какой-нибудь Йошихико Нода или его переводчик-секретарь прочтет мое сообщение, то я надеюсь, что оно поможет нам в будущем избежать ремейков Чернобыля и Фукушимы.

ядерная катастрофа, Фукушима

Previous post Next post
Up