РОСТОВ - ПОЛТОРА ВЕКА ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ

Feb 19, 2012 21:10

Оригинал взят у smelding в РОСТОВ - ПОЛТОРА ВЕКА ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ
Решил вот с подачи kolyvanski, опубликовавшего ряд занимательных постов о первых епископах Ростова, подвести итоги первому столетию христианства в русском городе.

Серьёзно - вот кого надо называть "святогонами" было, а не муромцев...

Первых епископов, Федора и Илариона, местные язычники встретили так "ласково", что преосвященные отцы попросту сбежали из гостеприимного города.
Об этом пишет житие их преемника Леонтия, а Киево-Печерский Патерик называет Леонтия "первопрестольником" - то есть, видимо, первые епископы толком и не вступали в руководство епархией.

Тот же патерик сообщает, что Леонтия после многих мучений, убили неверные - так что и его проповедь трудно назвать вполне успешной. Вполне вероятно, что он попался под руку как раз сподвижникам двух волхвов, которые развернулись от Ярославля до Белоозера.

За Леонтием последовал Исайя, про которого говорится, что он насаждал христианство и сокрушал идолов (на дворе, на минуточку, самый конец 11 века). Скончался он в 1090-м году, ровно через сто лет после первых попыток Феодора войти в непокорный Ростов. Сразу же после его смерти волхвъ ӕвисѧ Ростовѣ . иже вскорѣ погъıбе

Но и после него было не всё ладно. Во-первых, заступивший после него Ефрем управлял епархией только до 1119 года, а следующий епископ пришёл в Ростов  только после смерти Ефрема в 1147. Сколько "пребывало стадо христово без пастыря", считайте сами. Более того, за полвека жители Ростова исхитрились... забыть, где лежит гроб предыдущего епископа (а что случилось с теми, кто хоронили теми, кто был на похоронах?), и только в 1160 (!) году "мощи" Исайи были "обретены" при строительстве нового собора.
Старый, где и был похоронен епископ, почему-то сгорел...

Вот такие были упрямые ростовчане. Полтора столетия, считая, отпинывались от новой веры.

Особо пикантно, что, ещё до того, как отказать в визе Феодору, ростовские дружинники помогали крестить Новгород Добрыне и Путяте. Такие вот чудеса в решете.

Ну и ещё одно обстоятельство. Всё вышесказанное позволяет мне присоединиться к исследователям, датирующим известную эскападу Авраамия против идола Велеса не ранее середины XII века. Определение из жития Авраамия в Ростове не все еще приняли Святое Крещение вряд ли может быть отнесено к городу, то прогоняющем, то убивающему наставников в христовой вере. Действия "сына благочествиых родителей" Авраамия явно описывают добивание противника - русского "идолопоклонства" - в стенах города, а не первые бои за Ростов .


Фреска монастыря Иоанна Богослова в Ростове. Изображает уничтожение Авраамием изваяния Велеса полученной от Иоанна "тростью".

антихристианство, ИСТОРИЯ, Русь

Previous post Next post
Up