Ну вот, сын заканчивает школу. Как всё, однако, очень быстро пробежало...
В прошлый вторник Луцка мне заявляет, что завтра она в школу не идёт. Я: с какой такой стати?
--Ну, девятиклассники экзамены сдают.
--Так и Доминик не идёт.
--Мама, ДОМИНИК СДАЁТ ЭКЗАМЕНЫ!
--Как? УЖЕЕЕЕЕ???-- Я аж подпрыгнула от неожиданности. -- Доминик, ты когда успел .... а ты готов... тебе надо повторить что-то....
Доминик, спокойный как слон, стал успокаивать меня: он всё знает, и ко всему готов. И ничего ему повторять не требуется. Да и директор сказала: ребята, отдыхайте перед экзаменами, голову уже не грузите.
Я как преподаватель сказала бы тоже самое своим ученикам, ибо это самая правильная позиция перед экзаменами. Но... я ж мать! И сын уже экзамены сдаёт! И где я была, спрашивается?
Немного ясности о школе в Словакии. Здесь школа девять классов. Потом можно идти в гимназию и потом ВУЗ, либо среднее учебное заведение, потом кто куда, кто на работу, кто в ВУЗ.
Экзаменов после девятого два, математика и словацкий, письменный и устный тот и тот. Девятиклассники сдают все экзамены в апреле в один день. Вся остальная школа в этот день не учится, чтобы выпускники могли спокойно сдать в своём темпе. Отметка не ставится. Отмечается процент сделанной работы, зачёт/не зачёт. Сначала экзамены в школе, потом конец апреля, май, июнь - поступление. Каникулы у детей для поступления не берут. Т.е. каникулы как были два месяца, так и есть. Поступать можно сразу в несколько средних учебных заведений или гимназий. Поэтому шанс поступить есть всегда. Но если уж и это не помогло, то можно пробовать в августе. Тогда минус несколько дней каникул, но это уж ученик пусть сам на себя пеняет.
В тот день, как я узнала про экзамены сына, я что-то взгрустнула: что я за мать?! И полетели мысли: вот если бы вернуть несколько лет назад, я бы ... каждый день проверяла домашнее задание у сына ... потом аж испугалась, чур меня. Ничего бы я не меняла! Всё как есть, так бы и оставила. Сын никогда не был отличником. Но я этого и не требовала, даже в мыслях не было. Я очень и очень редко проверяла его домашние задания. Совершенно точно никогда не знала ни о контрольных, самостоятельных, тестах и прочее. Сын меня этим не грузил, я не напрашивалась.
Если ему действительно было что-то непонятно и требовалась помощь, он спрашивал меня или папу. Меня чаще всего -математика-физика. Папу - словацкий.
Ещё в третьем классе я сыну нарисовала графу времени: столько ты спишь, столько ты в школе. А вот время после школы до сна. Ого, сколько много!- удивился тогда сын. Да, много, ответила я, но только ты можешь позволить или не позволить школе забрать у тебя это свободное время. Когда ты растягиваешь выполнение домашнего задания до бесконечности, то считай, что ты позволил этим заданиям украсть у тебя твоё личное время.
Это правило сын усвоил чётко.
Конечно, полностью отделить себя от школьных дел сына я тоже не хотела. Всегда искренне интересовалась, что у ни происходит. В некоторых проектах даже напрашивалась помочь. Обычно сын соглашался, но неохотно. Проекты он сам любил делать. И у нас с ним много совместных интересных дел вне школы. Возможно поэтому, не смотря на переходный возраст, отношения у меня с сыном прекрасные.
А экзамены сдал - и никакой нервотрёпки. Сама себе завидую )))