Очень многое для себя открыла. Делюсь, кому интересно. На мой взгляд, стоит прочесть, хоть и много текста.
Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.
Дорогие друзья!
За последние два месяца я получила несколько вопросов об этом сказочном персонаже. Наверное, пришло время сказать о нем больше. Итак, кому это интересно, приготовьтесь читать...
О Кощее Бессмертном и внутреннем освобождении
Кощей Бессмертный - это одна из самых таинственных фигур русского фольклора. Исследователи не пришли к единому мнению о том, какой он имеет прототип, и даже о том, как правильно писать его имя - через «о» или через «а». КОщей или КАщей.
Ряд исследователей считают Кощея Бессмертного - собирательным образом «врагов Земли Русской». Другие полагают, что этот сказочный персонаж создаёт условия для подвига главного героя. Есть мнение, что Кощей - это персонификация смерти. Недаром, его описывают и изображают как крайне худого мужчину. Похожего на привычный образ смерти как «старухи с косой».
Немало поклонников и у версии «инициирующего Кощея», главного действующего лица свадебных обрядов «похищения невесты». Благодаря похищению молодой муж утверждает своё право называться таковым, совершив подвиг и доказав своё умение быть защитником возлюбленной. Да и сама невеста, оказываясь в символическом царстве смерти получает опыт «крещения смертью», и благодаря этому освобождается от страхов и суеты, укрепляет собственный дух. Если вспомнить испытания, пройденные Психеей, то финальным её заданием было путешествие в мир мёртвых за неземной красотой, принадлежащей Прозерпине (Персефоне).
Среди последователей «филологического подхода» существует идея, что смысловой корень Кощея следует искать в самом его имени. «Бес-смертный» - это смертный бес, а Кощей от слова «кош» - хранилище зерна. В таком смысловом контексте мы имеем дело с некой болезнью зерна. «Бес», зло, болезнь, вирус, бактерия, - то, что поражает зерно. Но если найти лекарство от этой болезни, урожай и семенной фонд можно спасти. Надежду на это даёт указание, что «бес»-то, на самом деле, СМЕРТНЫЙ. То есть победимый. Болезнь имеет лекарство, хранящееся в яйце, на конце иглы.
Можно поискать смысловой корень имени Кощей и в тюркских языках. Оказывается, там «кошщи» - это «невольник». И сразу возникает вопрос: как же персонаж, который сам берёт других в плен, может быть невольником?! Ответ на этот каверзный вопрос подсказывает нам А.С. Пушкин. Который, кстати, обозначает Кощея через «а» - КАщей. Наш великий соотечественник объясняет, что КАщей пленник «злата», потому-то он над ним и чахнет. Самого Кащея лишает жизненных сил «философия злата», приверженность золотому тельцу.
Исследователи древнеславянского языка свидетельствуют, что слово «кошт» обозначает сухость, костлявость. И это, собственно, довольно точно описывает внешний облик Кощея, к которому мы привыкли. Есть слово «кощун» - означающее «колдун». То, что Кощей является сильным колдуном сомнений не вызывает.
Есть версии, которые сравнивают нашего Кощея с богом мёртвых Аидом. И множество других остроумных догадок. Словом, существует немалый разброс мнений о происхождении этого сказочного персонажа. Можно выбрать любую - по душе или изобрести свою.
Оставим на время дорогу домыслов, и соберём, что нам известно о Кощее Бессмертном.
Во-первых, он злой. И с ним нужно бороться. Это даёт возможность герою показать, на что он способен.
Во-вторых, ему нравится похищать русских женщин, независимо от их статуса. Юношей он не похищает. Значит, у Кощея есть некая идея воспроизводства. Либо он использует женскую энергию для собственных таинственных целей.
В-третьих, он «несчастен в любви», потому что ни одна похищенная девушка не впустила его в своё сердце. Хитростью тайну смерти выведовали, но любить не любили. Возможно, все его эксперименты с «формулой любви» оказались провальными.
В-четвёртых, нам доподлинно известно, где он хранит единственное средство против самого себя. Достаточно просто сломать иглу, и Кощея не станет. Правда, сломать иглу может только мужчина, и добыть эту иглу непросто. Сначала нужно найти особый дуб, открыть сундук, не упустить зайца и утку, заполучить яйцо. Словом, если игла - это ключ, то лежит он в надежном сейфе. Совершенно недоступном для «не-героев».
В-пятых, из сказки «Марья Моревна» мы знаем, что Кощея может взять в плен женщина-ведунья. Заточить в подземелье, сковать цепями, довести до обезвоживания. Но вот убить Кощея женщина не может. Игла даётся в руки только мужчине. Однако информацию об игле герой получает от женщины: либо от Бабы-Яги (кстати, Марья Моревна - одна из её персонификаций), либо от плененной матери, либо от невесты/жены. Получается, уничтожение Кощея - это мужская работа. А информационная поддержка уничтожения Кощея - женская.
В-шестых, из фольклора нам известно, что на Руси до реформ патриарха Никона существовал особый день - Кощеев день. Приходился он на 29 февраля. После жесткой церковной реформы день Кощея заменили на день Святого Касьяна, который, по преданию, обладал выраженными гипнотическими способностями. Из-за этого Святому Касьяну был приписан «недобрый глаз», вследствие которого и на скот мор нападал, и людей болезни одолевали, и амбар с земном сгореть мог. Наши предки до реформы Никона считали, что один день раз в четыре года злого Кощея бог отпускает из заточения, и он ходит среди людей, сея зло. Это попущено для того, чтобы люди вели себя грамотно, сами лишнего зла не учиняли, и злу противостоять учились. Один день раз в четыре года выдержать такой сложный день было можно и нужно. Потому и у Кощея было своё предназначение в человеческой земной жизни - активировать «иммунитет ко злу».
Словом, Кощей - это носитель некой силы, которая похищает Жизнь, но саму Жизнь не производит. То есть Кощей бесплоден. Хотя… Встречаются редакции русских сказок, в которых Кощей является отцом главной героини-волшебницы. Например, в сказке «Царевна-лягушка» в редакции Натальи Мороз, Кощей - отец Василисы Премудрой. Правда, дочкина премудрость вызвала отцовский гнев, - так Василиса стала на некоторый срок лягушкой. Лишившись лягушачьей кожи до срока, Василиса Премудрая вернулась к отцу, где её и нашёл Иван-царевич.
В такой редакции сказки получается, что героиня становится женой человека, убившего её отца. Но зато она не предаёт своего родителя, не открывает возлюбленному тайну «иглы в яйце». Эту информацию Иван-царевич получает от Бабы-Яги.
Как тут понять логику сказки? Может, всё же наделение Кощея возможностью деторождения, то есть воспроизводства Жизни, - это более поздние фантазии пересказчиков? На мой взгляд, это так. Потому что Кощей - это сила Жизнь похищающая, поглощающая, но лишенная возможности её производить.
В Сказковедении, рожденном в недрах моего авторского метода Комплексной Сказкотерапии, Кощей Бессмертный рассматривается как предводитель сил, похищающих Жизнь.
Поскольку Комплексная Сказкотерапия - это система, имеющая корни в психологической практике, можно сказать ещё точнее: если человек решился встать на путь самопознания, ему неизбежно предстоит встреча с внутренними силами, похищающими Жизнь. Похитителями жизненной энергии, счастья, радости бытия. Символическим выражением предводителя этих сил является Кощей Бессмертный.
Какие внутренние структуры являются похитителями нашей жизненной энергии, особенно - женской (напомню - Кощей похищает именно женщин)? Страхи, пустые тревоги, зависть, уныние, самоосуждение, ложный стыд и вина, привнесённые извне чужие модели успешности и представлений о реальности. Всё это - внутренние структуры, наполненные информацией, пожирающей, похищающей нашу жизненную силу.
И требуется подключить «мужскую энергию» здравомыслия, критического мышления, ясности ума чтобы победить это «войско Кощеево». Ведь Кощей-то смертен, коли отыщешь его «корень зла». Который весьма острый.
Да, Кощей и его войско внутри одного человека смертно. В процессе внутренней работы «внутренний Кощей» многократно смертен, - потому что человек приносит свет своей осознанности в разные уголки собственного существа. Освобождая свои внутренние территории от захватчиков и пленителей. Вот и возрождается Кощей на страницах сказок вновь и вновь, чтобы вновь и вновь гибнуть. Принося человеку освобождение.
Итак, выходит, что каждый может/должен победить своего «кощея», и даже «кощеев». Но как? Путь подробно описан в сказках.
Нужно найти заветный дуб, достать сундук, вызволить оттуда зайца, затем утку, вынуть из неё яйцо, а из него - иглу. А потом взять её и сломать.
Это шифр сокровенной внутренней работы. Давайте попробуем его чуть-чуть приоткрыть.
Дуб - это Родовое древо. То есть «семя кощеево», как информационный субстрат, передаётся по каналам Рода. Найти дуб - означает «познать свой Род», работу с Родом. Принятие собственного Рода, понимание логики Рода, драматических родовых закономерностей, родового наследства.
Сундук - это Родовое наследство. Открыть сундук - означает открыть собственный статус Наследника. Оценить родовое наследство не только в материальном эквиваленте. Но и в эмоциональном, творческом, социальном, интеллектуальном, сакральном и духовном.
Заяц - это многогранный шифр. Здесь и плодовитость - необходимость продолжить Род, и стратегия социального выживания - петлять, уходя от опасности. Многие хотят полакомиться зайчатиной - это мясо крайне полезно и питательно. Но его нужно предварительно вымачивать. Поэтому заяц - это ещё и символ сытости, лёгкого доступа к хорошей еде, жизненным благам. А за такие возможности люди нередко продавали свою совесть, открывая родовые счета. Шифр зайца в контексте самопознания невероятно сложен. Поэтому и «поймать зайца» герой сам не может - ему помощник требуется. Волк, например. Заслуженный наставник «иван-царевичей».
Утка - усилитель шифра зайца. Эта чудесная птица умеет летать, плавать и жить на земле. Она живёт во всех стихиях, кроме огня. Она легко одомашнивается, даёт себе «подрезать крылья». Утка - существо свободное, но её можно привязать к одному месту. Либо силой, либо комфортными условиями. В контексте самопознания и работы с Родом символизм утки связан с отказом от внутренней свободы по разным причинам: травматическое воздействие, искушение, зомбирование, соблазн сытой/комфортной жизни и другое. Познать в себе «утиные структуры», исцелить их, - это важный шаг в процессе внутренней трансформации.
Яйцо - начало начал. Но в случае «смерти кощеевой» яйцо содержит повреждённую генетическую информацию. Вирусную программу - «иглу». Именно её нужно сломать, то есть - обезвредить.
Всё дело в этой поврежденной генетической программе, которая передаётся «по женской линии», через женщину, через яйцеклетку. Кощей похищает/«портит» именно женщин. Но герой побеждает Кощея ДО того, как женщина родит ему наследника. То есть повреждённая генетическая программа не должна проявиться в потомстве - таков завет предков.
Побеждай в себе зло, склонность ко злу, чтобы это не передалось потомкам, - собственно, об этом и есть все сказки о Кощее Бессмертном. С точки зрения самопознания и Рода, разумеется.
Вот и получается, что все сказки, в которых действует Кощей Бессмертный, - это сакральные информационные программы, очищающие нашу генетическую информацию от вредоносных примесей. Потому то само чтение, рассказывание, сочинение новых историй о Кощее, о победе над ним и об освобождении, - это удивительный акт терапии на уровне ДНК. И, безусловно, отличный способ образно-символического очищения нашего внутреннего психологического содержания.
Если вас хотя бы чуть-чуть затронул мой рассказ, позволю себе предложить вам одно сказочное упражнение. Его задача начать очищение и освобождение от внутреннего «кощея». Чтобы его выполнить потребуется осознанность и воображение.
Упражнение «Освобождение от «кощея»
Сначала установите, что в данный момент мешает вам жить, похищает вашу жизненную энергию. Что это за мысли, чувства, желания, воспоминания, убеждения, опыт? Это и есть «пленитель-кощей».
Затем, представьте себе героя-освободителя. Красавец в доспехах или расшитой рубахе. Вы помните, что герой-освободитель обязательно мужской персонаж.
Далее, представьте себе некое заповедное место, где растёт большой дуб. На нём или под ним, у корней - большой сундук. Герой приближается к дубу, разрубает цепи, открывает сундук. Из него выпрыгивает заяц и убегает. За ним бежит волк, ловит и приносит герою. Герой берёт зайца за уши, из того выскальзывает утка и улетает. За ней бросается ворон (коршун, орел, ястреб), перехватывает её в полёте и приносит герою. Герой берёт утку, из той выскальзывает яйцо прямо ему в руку.
Герой разбивает яйцо, извлекает из него иглу-занозу и… ломает её! Грохочет гром, сверкает молния, игла падает на землю, превращаясь в прах. Сильный ливень мгновенно омывает всё вокруг и мир преображается. Встаёт радуга и становится невероятно легко дышать. Освобождение пришло!
Вот и всё!
Попробуйте проделывать это простое сказочное упражнение 3-5 раз (или больше), когда что-то внутри вас похищает радость бытия, принося взамен тяжёлые мысли и чувства. Если такая практика войдёт в привычку, победу над внутренним «кощеем» всякий раз будет одерживать легче. Во-первых, потому, что воображение станет более тренированным. Во-вторых, потому что сам символический ряд программы «смерти кощеевой» - это образно-смысловая последовательность удивительной исцеляющей силы. Возможно, когда-нибудь ученые изобретут приборы, позволяющие проверить это экспериментально.