Jan 17, 2021 12:43
Когда мы не знали никаких ковидов и моя жена работала в Химках допозна, у меня было много свободного от неё времени и я гулял после уроков по Москве и придумывал маршруты, по которым потом водил её в выходные. Получались как бы экскурсии, так как про интересные объекты по пути я потом выискивал что нибудь познавательное в тырнете. Потом было жалко, что пропадает успешное(если получалось) одноразовое мероприятие, и мы с ней вели этим маршрутиком кого то из друзей или родных. Один такой самодельный маршрут я даже "подарил" любимому известному москвоведу и москвоходу. Онлайн лишил нас расставаний и по отдельности мы практически не выходим. И теперь такие самодельные экскурсии мне стали сниться:)
Вот сегодня я "смотрел" сон, где мучительно рождалась новая прогулка по местам мне хорошо знакомым с молодости, но не "прогугленным". И я во сне мучительно вспоминаю про то или другое, рождаются вопросы и нет ответов. Собственно и проснулся я от невыносимой муки - "невспоминания" деталей истории "Таганки" и биографии Любимова, которые хотелось сообщить спутникам, проходя мимо. Что то конкретное о создателе и рождении театра, кроме автобиографического рассказа о многодневных дежурствах у касс в ожидании открытой продажи билетов в самый модный театр моей юности. И вот, проснувшись, даже не вставая с постели, я ринулся в тырнет и... И Юрий Петрович, которого я так и не простил за то, как он обошёлся с труппой, сохранившей ему театр, и за то, что он(имхо) не смог, после возвращения, что то новое внести в свою политру. Особенно в старые восстановленные но уже без звёзд спектакли. Мэтр вдруг открылся(?) с новой, неприятной мне стороны. В годы войны он работал в ансабле песни пляски НКВД. А в конце застоя был вхож к Андропову. О чём это говорит? Может и ни о чём:) Особенно молодому поколению. Да они и фамилий таких поди не знают, и абривиатур. А мне, старому совку, который ТОГДА слышал и видел больше чем положено, потому что случайно(!!!) читал чуточку больше своих среднестатистических современников, "слышал голоса", а так же слуйчайно встречал не совсем правильных для СССР людей, так сложилось, тут нет моих заслуг и талантов. И я раз за разом обнаруживал, что мир вокруг полон зорких глаз и бдительных ушей, что есть люди, которым кое что можно, если другим нельзя. Так вот, через столько лет, стало казаться, что мой любимый (тех времён )Театр на Таганке существовал в ореоле фронды может быть и не случайно, а с позволения соответствующих структур, для создания живости реально неживого общественного пространства Застоя. Есть ведь и сегодня такие примеры, ну типа "Эха". И то, что казалось смелостью режиссёра и его театра в 70-е, было лишь лихим, эффектным и громким, но безобидным хулиганством. То что было острее допустимого - снималось, например - пьеса в стихах Евтушенко "Под кожей статуи Свободы" (мне посчастливилось увидеть до запрета спектакля под предлогом нарушения техники безопасности - сразу мелькает про запрет собираться во Внуково из за эпидемии). И кто надо смотрел на это сквозь пальцы: неприятно свежо, непрлично неприлизано, но грантировано безобидно.
Когда я увидел некоторые старые спектакли в "обновлённой" серой Таганке в 90-е или начале нулевых, я, вероятно, уже почувствовал это бессознательно, а сегодня осознал. Ну мне так показалось.
P.S. Кто это знал/понимал и без меня, или кто считает святотатством мой навет на МЭТРА, прошу меня простить или забанить на веки вечные.
P.P.S. Заголовоком взята цитата времён Николая Первого, создателя политической полициив России - корпуса жандармов. Сегодня мне кажется она абсолютно не актуальна. Ни заплаток и ни подкладок искать не приходится - все или рьяно выполняют, или кричат на всех угла[ о своём безусловном одобрении. И даже стучат в открытых СМИ.
мемуар; жизнь вокруг