или Крыса в тесте "лабиринт"
Мой способ познания незнакомых городов в целом неплох и не требует сверхусилий при определенном условии: отсутствие четкой цели и регламентированного времени ее достижения. Проще говоря, если все равно, куда попасть, то и все равно, куда идти: куда-нибудь непременно да попадешь. Рано или поздно; как говорят авиаперевозчики - в разумное время.
А тут вдруг понадобилось мне в окрестности вокзала Сен-Лазар к 21.00. Поезд не отходил, нет. Блок сигарет ждал там меня, весточка из далекой России.
Тут надо пояснить тем, кто вдруг не в курсе: свободная Европа угнетает курильщиков. Некоторое разнообразие от страны к стране в рамках Унии при этом имеется: в Польше, например, нельзя курить на автобусных остановках и некоторых автовокзалах (так, в Познани нужно лицемерно выйти непременно за железные ворота, а в Швецко, перед немецкой границей, можно курить на открытых перронах). В Париже на автобусных остановках курить можно, зато там сигареты продаются не в супермаркетах на кассе, как в Польше, а вообще сначала хрен поймешь где; но главное - пачка стоит от 6.30 евро и дальше, премножьте и приужахнитесь. В Немцах она же стоит 3 евро. (Кстати, думаю, что когда у нас всерьез дойдет до дела, они применят все три способа - низведение, курощение и дуракаваляние; то есть вздирание, запрещение и из-под прилавка доставание.)
Короче, блок сигарет по цене двух местных пачек - это не столько дань ностальгии, сколько гуманитарная помощь. Братьям и сестрам во грехе.
С нашей Рю Зеленой мельницы в теории прямо до Сен-Лазар идет прямой красивый 28-й автобус. И за час до условленного времени я, вся в новом платье, вышла такое фриволите и не спеша направилась к автобусной остановке, тут три минуты всего.
Остановки устроены прекрасно. Каждая оснащена табло, показывающим, через сколько минут придет тот или иной автобус и до какой конечной проследует. И вот эта интеллектуальная система сообщает мне вдруг, что №28 придет через 12 минут, а следующий - через 32 минуты, но оба они следуют до Инвалидов. То есть очень сильно не доезжая Сен-Лазара.
Под стеклом помещено объявление, из которого я понимаю три слова: Tour de France и "благодарим за понимание". А суть сводится к тому, что дальше Инвалидов сегодня №28 не поедет ни за что. Равно как и от Сен-Лазара до Инвалидов, в обе стороны то есть, благодарим за понимание, пятерка вам за успехи во французском. Приходится возвращаться к плану В, и я бегу на остановку №68, который по идее тоже почти к Сен-Лазару идет. Но 68-й коварно выкидывает меня ровно через две остановки - баста, дескать, карапузики.
А время идет и начинает поджимать, несмотря на твердый запас. Тур де Франс, видимо, штука такая, что на нее закладываться надо много серьезнее, чем на обычную фигню. Остается только метро, спасибо что рядом, в двух шагах.
Конечно, у меня было в планах воспользоваться таинственной парижской подземкой, но я предполагала сделать это в своей обычной манере, то есть расслабленно, а отнюдь не экспромтом. Но куда деваться?
На самом деле там ничего страшного и нет, надо только четко знать две вещи: конечную станцию направления, в котором надо ехать (без этого не попадешь на нужную платформу; нет, не то чтобы совсем не попадешь, но 50 на 50), и номер линии, на которую нужно перейти. Не зная этого ничего, в метро лучше не соваться.
Но каким-то чудом я оказалась на нужной платформе - видимо, одно из названий конечных станций сказало моей интуиции несколько больше, чем другое. Правда, в этом я убедилась только увидев название следующей станции - Распай. Каким-то чудом я даже поняла, что нахожусь на линии №4. Дальше уже было чистое везение: Сен-Лазар оказался конечной на линии №14, иначе бы я никогда не узнала, что перейти надо именно на нее. (Схема метро в вагоне и на станции в принципе есть, но там с непривычки столько лишних букв и вдобавок наложено изображение топографического плана Парижа... короче, перегружено нечеловечески, ничего с налету не найдешь.) И я благополучно доехала до Сhatelet, простите мой французский, и методично следуя по стрелочкам (а переход там аж на 4 линии), оказалась на платформе Chatelet направления на Сен-Лазар, а отнюдь не Olympiades, что вообще тоже возможно.
...Самое гадкое - это, выскочив из лабиринта, оказаться на улице, где вообще не разберешь, в какую сторону теперь идти. Но в окрестностях Сен-Лазара, который вообще-то вокзал, понимают разные языки и хорошо машут руками. Я опоздала на 6 минут, что для такого Тур де Франс всяко нещитово.
P.S. А неизвестному мужчине, звонившему с номера +7903 587 1617, хочу сказать: то место, куда вы вчера позвонили, было не такси. Это была прачечная министерство культуры парижская подземка, перегон Vavin - Montparnasse Bienvenue.