Окно в стене-2

Mar 27, 2008 19:12

Работа над фрибурскими витражами, ставшая делом жизни Мехоффера (он отдал ей более 40 лет), была окном в стене и для него лично. Именно в стену вавельского Скарбца уперлись стремления художника утвердить новое искусство на родине. Великолепная по композиции и цветовым решениям полихромия была воплощена лишь частично, а потом от услуг Мехоффера и вовсе отказались, заявив, что он ничем не лучше бунтаря Выспяньского, которого к Вавелю не подпустили и на пушечный выстрел (но это совершенно отдельная история, которую я как-нибудь расскажу).
Здесь же я приведу только маленькую цитату из его "Освобождения": "...О Вавель, Вавель! Ты погубил лучших из нас или отравил их печалью".

Не будет натяжкой отнести эти слова и к Мехофферу. Он, конечно, не был погублен, но отравлен определенно был. "Я сам помню, - пишет он, - как с горечью делал первые картоны для витражей во Фрибуре в Швейцарии..." Горечь, однако, не помешала ему воплотить в этих проектах свои излюбленные образы и идеи.


Но начнем все-таки с Вавеля. Вот пара фрагментов полихромии Скарбца, которые, к счастью для всех, все-таки украшают его стены.





Крестовый свод Скарбца опирается на три столба, поддерживаемый пучками ребер, которым Мехоффер придал сходство со старинной короной и окружил фигурами крестьянских детей, "гениев нации", рабочих, стариков, девушек. "...Писать здесь ангелов не имело бы смысла, ибо они, как высшие духи, не могут испытывать тех чувств, которые пробуждаются в людях из-за тяжелых испытаний..." Образ современников, сопереживающих подвигу во имя Веры и Отечества, очень важен для Мехоффера, и вы уже видели фрибурский пример "наблюдателей" с витража "Мученики".

Примечательно, что крылья архангела Михаила уже почти лишены характерной "перьевой" структуры - она постепенно уступает многоцветью крыла стрекозы, персонального чудища Мехоффера, воплощающего быстротечность жизни и хрупкость земной красоты, но вместе с тем напоминающего и витраж, через который льются лучи нездешнего света.

Стрекозиными крылышками терепещет "Душа у райских врат" (витраж для надгробной капеллы Грауеров в Опаве):



Их же отблески озаряют похожую на этот витраж композицию "Жизнь - краткий сон", удостоенную серебряной медали в 1904 году на выставке в Лозанне:



Наконец, стрекоза держит в своих цепких лапках всю композицию самой известной картины Мехоффера - "Дивный сад"...

Все эти мотивы вы без труда найдете во Фрибуре на витражах "Святые Тайны" (он состоит из двух частей - "Вера" и "Церковь") и "Матерь Божия Победоносная" ("Отчизна" и "Воинство"). Поскольку кое-где гуляют резкость и ракурс, я покажу и картоны тоже.

"Святые Тайны", картон:



Фрагмент витража. "Церковь":



"Матерь Божия Победоносная":





В общем, Мехофферу удалось поймать невредимой свою стрекозу - свет ее крыл до сих пор озаряет аскетичный камень фрибурского собора.

польша, краков, мехоффер

Up