МОЗГ НА АУТСОРСИНГЕ

Jun 01, 2022 16:43


Я впервые оказалась в Южной Корее в 2009 г. Была по делам, туристических красот посмотреть не удалось, но кое-какие удивительные вещи увидала. Первая: водитель такси не знал, где в Сеуле вокзал. А потом посмотрел в гаджет - и узнал.  У нас в Москве таких, кажется, ещё не было. Не только профессионалы, но и просто москвичи  базовые пункты городской географии - держали в голове. А потом меня поразила публика в вагоне метро: все, от мала до велика, сидели, вперившись в гаджет. В Москве такого стопроцентного охвата ещё не было. Сейчас - есть.

Умственная деятельность постепенно перешла на аутсорсинг. Зачем держать в голове факты, что-то знать, забивать голову именами и датами, когда погуглил - и всё узнал. Вот пишет на педагогическом портале «Мел» учитель истории: раньше, в заскорузлые совковые времена, учеников заставляли запоминать массу фактов, а теперь, когда есть интернет - это вовсе на нужно. Что нужно? Оказывается, умение мыслить. И невдомёк прогрессивному педагогу, что мыслить можно только на основе тех фактов, которые уже есть в твоей голове. Настоящие специалисты любой профессии держат в голове огромное количество разных сведений, деталей, цифр. Знания (в голове, а не в интернете) - это тот самый материал, из которого создаётся мысль. Нет материала - нет и мысли.  В результате нынешние и бывшие школьники массово не имеют никаких мыслей, а даже и малой сообразительности не имеют. По телевизору недавно показали: отроков спрашивают, кто открыл закон Ньютона. В ответ тишина.



Сейчас у нас в СМИ принято высмеивать политиков из «недружественных стран», которые то и дело что-нибудь ляпнут, обнаружив полное незнакомство с историей или географией. По-моему, это говорит лишь о том, что в политику пришло новое поколение с разумом на аутсорсинге. Наши ровесники этих митрофанушек - точно такие же.

Читать молодые современники, как правило умеют чисто технически, как гоголевский Петрушка. Извлекать смысл из текста, что пару поколений назад умел каждый, учившийся в школе, молодая поросль массово не умеет. Да и трудно им даётся чтение, потому и не читают ничего затруднительного хоть в малой мере. Люди, аттестующие себя как верующие, не знают базовых текстов своей религии. Зачем? Когда куличи святить - скажет интернет.

Человек с высшим образованием не может осилить статью в 20 тыс. знаков. Просто утомляется и бросает.  Многим сегодня трудно прочитать даже роман. Появляются книжки-картинки: не для трёхлеток - для взрослых. Недавно в Италии мне встретились старшеклассники, не помнившие года объединения Италии. А зачем? Смартфон всегда при тебе.

Массовое скольжение в мир первобытного невежества и  самодовольной цифровой дури пошло особо споро с появлением Интернета 2.0, когда публика получила возможность не только читать, но и «каментить», заводить свои аккаунты, постить котиков и тортики.  Именно в это время читатель стал писателем. И вместо чтения книг, журналов или хотя бы газет, как это было в предыдущих поколениях, он массовым порядком стал читать преимущественно себе подобных. В прежние заскорузлые времена он читал тексты, которые были хоть на вершок, но выше его уровня, т.к. писали и публиковали свои сочинения всё-таки не все подряд, а тексты как-то отбирались, редактировались. А потому любое чтение всё-таки тянуло человека вверх, развивало его. Сегодня средний молодой человек читает в большинстве случаев «произведения» таких же, как он сам.  Он совершенно доволен собой и не видит ни единой причины подтягиваться и развиваться.

Такое положение на руку современным хозяевам мира, которые если не создали его намеренно, то, безусловно, удачно оседлали волну. Человеку, чей ум полностью зависим от гаджета, более того - вынесен вовне, можно внушить всё, что угодно. Что и происходит на всём земном шаре.

Previous post Next post
Up