Судьба деревянной церкви, которую любил Левитан

Aug 25, 2020 07:30



Пейзажист Исаак Левитан с юности обладал слабым здоровьем и страдал, по собственному признанию, «жестокими приступами меланхолии». Страх уныния заставлял художника мотаться по городам в поисках вдохновения как средства борьбы с депрессией.

В крошечный провинциальный город Плёс Левитана принес случай - путешествуя по Волге в компании друзей, художник заметил живописную деревянную часовню, стоящую высоко над рекой.

Часовня, оказавшаяся на самом деле церковью, и даже с приходом, заставила Левитана задержаться и рассмотреть красоту плёсских холмов, просторов и закатов. В результате «любви» живописца и маленького города появилась самая известная из левитановских картин - «Над вечным покоем», выкупленная в коллекцию Третьяковки.



Исаак Левитан "Над вечным покоем", 1894 год

Причем пейзаж картины фантазийный, собранный художником из впечатлений как минимум трех мест - на тверских озерах, в природу которых Левитан «поместил» деревянную церковь Петра и Павла, стоявшую над Плесом.

Ее он изобразил в лучах заката на одной из эскизов и перенес на большую картину в самом интересном ракурсе.



Исаак Левитан "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца", 1888 г.

Как и у многих замечательных северных деревянных храмов, у Петропавловской церкви, полюбившейся Левитану, трудная судьба. Хрупкая и уязвимая деревянная архитектура русского севера удивляет мастерством строителей, но редко сохраняется на века.

Так случилось и с церковью в Плёсе - холм, на котором она стояла, сейчас называют Левитановским, с него он написал целый ряд видов города и Волги. В самом начале 20-го века, почти сразу после смерти Исаака Левитана, в церкви случился пожар, восстановить ее до революции не успели, а дальше и почти совсем позабыли о ней.



Та самая сгоревшая деревянная церковь на снимке конца 19 века

Однако в 70-х годах восстановившаяся после войны страна начала потихоньку вкладывать средства в объекты культуры - именно в эти годы началась массовая реставрация городов Золотого кольца и ценных памятников архитектуры.

Вспомнили и о Левитане - в городе Плёсе открыли музей, починили набережную, потянулись туристы. Было решено восстановить и знаменитую деревянную церковь, причем решили не строить ее заново, а найти похожую в областных селах и перенести на холм над городом.



Современная панорама города Плёс - на Левитановом холме снова стоит деревянная церковь

Технология переноса объектов русского деревянного зодчества была в 70-80-х годах прекрасно отработана - ведь сколько северных деревень потеряли всех своих жителей, желающих стать горожанами, но памятники культуры из таких умирающих поселений пытались сохранять.

Так появились огромные музеи деревянного зодчества в Нижнем Новгороде и Костроме, а уж единичные переносы старинных мельниц, изб и церквей в туристические места не поддаются счету.



Для Плёса нашли целых две подходящие церкви, и обе рядом, в той же Ивановской области. Перенос их начали в 1982-м году, но реальная реконструкция завершилась совсем недавно.

Одну из них, Воскресенскую, поставили на «левитановском» высоком месте, вторую, поменьше, у городского собора, в самом центре Плёса.



Вторая перенесенная из заброшенного села в Плёс деревянная церковь - часовня Архистратига Михаила, построенная в 1825 году

Новая деревянная церковь на холме, куда надо подняться по 150 ступеням, гораздо старше той, сгоревшей, которую писал Исаак Левитан. По разным источникам, ее построили в 1670-1690-х годах, конечно, за три века не раз ремонтировали.

Я спросила у бабушки, работающей в деревянном храме, не были ли жители села, откуда забрали церковь, против переноса их храма. Она махнула рукой - некому было и возражать, было большое село, осталось заросшее поле, где среди берез изредка еще попадаются садовые яблони. Урбанизация!

А в Плёсе счастливо спасенный храм обрел вторую жизнь - силуэт деревянной церкви на холме смотрится потрясающе, а от храма открывается невероятный вид на волжские просторы.

Друзья, в каких малых российских городах вы бы рекомендовали побывать?

художники, архитектура, живопись

Previous post Next post
Up