У Дали были сложные отношения с женщинами - вернее, сказать, до совсем взрослого возраста не было никаких. К своему двадцатипятилетию он оставался девственником, женщины его пугали.
И одновременно - он был в плену своей еще подростковой фантазии о женщине, которая предназначена ему судьбой. Он утверждал, что задолго до встречи с женой поэта Поля Элюара знал, что эту женщину будут звать Гала.
Что это было, совпадение или художественный вымысел, а Дали и Гала оба были теми еще мистификаторами - сказать трудно. Но русскую эмигрантку Елену Дьяконову, покинувшую родину в юном возрасте, в эмиграции все знали исключительно как Галу.
Дали и Гала в Кадекасе, 1930-й год
Гала - и на французском, и на испанском означает примерно одно: праздник. Разница в ударении: французы говорят, ударяя на второй слог, а испанцы на первый, смягчая вторую «а», так что это слово звучит почти как «галя».
Галей, Галиной звала дочку мать Елены, почему-то настоящее имя дочери ей не нравилось. И Галой, с ударением на второй слог, стал сразу же после знакомства называть Дьяконову будущий большой французский поэт и ее первый муж, Поль Элюар. Она и правда стала для него «женщиной-праздником», они прожили вместе пятнадцать лет, до встречи Галы с молодым Сальвадором Дали.
Сальвадор Дали, Гала, Поль и Нуш Элюар (вторая жена поэта), 1931 год
А Дали писал в мемуарах про свои юношеские фантазии о девочке, а потом женщине, хрупкой, красивой, в роскошных одеждах, которую он называл в мечтах Гала, Галарина. Очень вероятно, конечно, что это не мистическое совпадение, а подгонка под факты и сочинение мифа, на такое Дали был большим мастером.
Дали не полюбил Галу с первого взгляда, но полюбил со второго, причем это был взгляд на сидящую к нему спиной на пляже женщину. Вот как он описывает жену друга Поля, приехавшего к Дали в гости: «Я сразу узнал ее обнаженную спину. Ее тело еще хранило юношеские очертания. Разлет плечей, крепкие мускулы спины таили некую атлетическую напряженность, но хрупкость силуэта, нежная линия бедер, тонкая талия делали ее крайне желанной... Как же это могло случиться? Ведь вчера я говорил с ней целый час, но так и не узнал ее.»
Картина Сальвадора Дали "Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало", 1960 г.
Галу часто описывают как невероятно обаятельную женщину, искрометную, спонтанную, живую. Женщину, в которую влюблялись слету. Но на самом деле большинству знакомых она не нравилась, а многим - не нравилась очень, как и Лилю Брик и Меган Маркл ее считали выскочкой, хищницей и самозванкой. «Гала-чума» - так звали ее друзья Поля Элюара, недовольные силой ее влияния на мужа.
Но зато если уж она кому нравилась, то на полную мощь. Так случилось и с Дали, который был моложе Галы на 11 лет. Внезапно он разглядел новую знакомую, с которой имел накануне непринужденную беседу, и которая, как женщина, совсем не пугала и не напрягала его, и паззл сложился - это «та самая». «Была ли это Гала? Да, это была именно она», - утверждал он.
А Гала вспоминала, что сразу увидела - перед ней настоящий гений! И эта ее уверенность, сразу же донесенная до Дали, стала контрольным выстрелом в его сердце.
Хотя, если разобраться, умением увидеть в интересующемся ею мужчине великого и гениального Елена-Гала владела с юности, эту же программу восхищения она когда-то откатала также мгновенно влюбившемуся в нее Элюару, а после - и художнику Максу Эрнсту, официальному любовнику при муже.
Сама Гала, жена ставшего уже известным поэта Элюара, была женщиной шикарной, привыкшей к достатку и роскоши. И что же она увидела в молодом испанце, почти нищем и еще совсем неизвестном? Сальвадор Дали как раз перед встречей с Галой серьезно рассорился с отцом и потерял его финансовую поддержку, и все его проекты-задумки еще были впереди.
Возможно, она и правда заметила в нем большой потенциал, задор творца. Но скорее - он просто понравился ей как мужчина, она вообще всегда любила молодых, ярких и немного безумных. И она совершенно спокойно тут же променяла дорогую парижскую квартиру Элюара на нищий пляжный домик Дали - это действительно была смелая спонтанная женщина, которая была уверена, что достойна лучшего, а значит, не пропадет.
Вот так Дали и Гала нашли друг друга, и стали одной из самых ярких и успешных семейных пар 20-го века, вместе до конца.
Друзья, знаете еще семейные пары, которые смогли «раскрутиться» в тандеме, когда один - гений, а второй - менеджер и вдохновитель?