Секрет скрипок Страдивари вовсе не в тайном лаке

Aug 08, 2020 07:37



Каждый, кто смотрел «Визит к Минотавру» заметил, сколько внимания авторы уделили линии изобретения великим скрипичным мастером уникального и гениального лака, который являлся залогом выдающегося звучания его скрипок.

Однако современная химия открыла секрет Страдивари - и это оказался вовсе не лак. Лак как раз был самый обычный, точно такой же, которым пользовались все мастера города Кремоны.

Скрипки мастеров Страдивари, Амати и Гварнери не зря пользуются славой самых прекрасных инструментов, это совсем не «маркетинг». Их звучание действительно отличается от других, и до сих пор не научились делать инструменты, чье звучание профессионал спутал бы с настоящей скрипкой Страдивари.



При том еще, что Страдивари делал очень красивые скрипки, самых изящных пропорций и изгибов, благородного цвета.
Всегда считалось, что секрет, во-первых, в том, что Страдивари и другие большие мастера делали деки своих инструментов из цельных кусков дерева, и, во-вторых - в «волшебном» лаке, рецепт которого не узнать.

Но узнать получилось, и волшебный лак оказался обычной льняной олифой, покрытой сверху смолой хвойного дерева, придававшей скрипке красноватый оттенок. Так делали все мастера, и краснодеревщики, изготовители дорогой мебели - тоже.



Оказалось, что сама древесина скрипки пропитана окислителями, которые предназначались для защиты инструмента от паразитов - древесных жучков. И вот этот окислитель повлиял на звук инструмента в гораздо большей степени, чем лаковое покрытие.

Но самое главное выяснилось на томографе.

У скрипки верхняя и нижняя деки (поверхности) делаются из разных сортов дерева, верхняя обычно из ели, а нижняя - из клена. На качество звука больше влияет верхняя дека.



Скрипка Sunrise, изготовленная Страдивари в 1677 году

Так вот, еловая древесина в скрипках Страдивари, Амати и Гварнери оказалась намного более однородной и плотной, чем на любых других инструментах. Причина - климатические колебания!

В 17-м веке и в начале 18-го в Европе был кратковременный период похолодания, отчего годовые кольца на елях, растущих в этот период, были необычно узкие. Это высчитали по спилам деревьев. Такая древесина, с очень узкими кольцами, намного однороднее, чем у елок, растущих в обычных условиях, и вот она-то и послужила уникальным резонатором старых скрипок.



Правда, хотя уже прошло достаточное количество времени с раскрытия этих секретов, все еще не изготовлены скрипки, поющие так душевно и чисто, как скрипки Страдивари. Видно, сама рука мастера тоже играла не последнюю роль.

Друзья, умеете играть на музыкальных инструментах?

технология, музыка, оказывается

Previous post Next post
Up