Из чего сделаны магические шары

Feb 27, 2020 07:32



Говорят, сто лет назад одна предсказательница увидела в своем хрустальном шаре разрушительное землетрясение на Сицилии, а другой предсказатель, примерно в эти же годы, помогал с помощью магического шара отыскивать пропавшие вещи и людей.

Именно начало 20-й века неожиданно стало временем бума на гадания с хрусталем, сразу вспомнились европейские легенды и поверья, казалось - хрустальный шар уж точно не одну тысячу лет является атрибутом чародея.

Однако, на самом деле использование в магических практиках горного хрусталя не такое древнее дело, как можно подумать.

Хрустальные шары, действительно, сопровождали человечество испокон веку - еще в античные времена состоятельные граждане имели в хозяйстве пару больших кусков горного прозрачного кварца, чаще всего шарообразной формы. Но к гаданиям или предсказаниям они отношения не имели, хрусталь использовали для охлаждения рук.

Дело в том, что у кварца очень большая теплоемкость, намного больше, чем, например, у стекла. Поэтому кусок кварца любого сорта - аметист, горный хрусталь, раухтопаз - всегда холодный по ощущению, так даже можно отличить изделия из настоящего горного хрусталя от хрусталя промышленного. Европейские народы были уверены, что горный хрусталь образуется из обычного льда, под действием сильных морозов, закаляющих его навсегда, поэтому этот камень такой холодный.



Магический хрустальный шар, 17 век.

Свойство кварцевых шаров сохранять прохладу даже в самую сильную жару было известно от Средиземноморья до Японии, где точно так же использовали шары розового кварца или горного хрусталя для охлаждения.

А для предсказаний и медитаций использовали совсем другие каменные шары, и тоже с глубокой древности. Еще у друидов, строителей Стоунхенджа, были в ходу магические шарики из камня берилла, светло-зеленого или светло-голубого цвета или просто прозрачные.

Берилл - довольно ценный камень, и очень ценный и редкий, когда он ярко окрашен. Темно-зеленые бериллы - это изумруды, а насыщенно голубые - аквамарины, но большая часть бериллов как раз бледные и почти без цвета. Этот камень намного более дорогой, чем горный хрусталь, из кварцев только хорошие аметисты и цитрины могут быть дороже бледных бериллов.



Шары из гробниц эпохи Меровингов, 6-8 век н.э., прозрачный берилл.

Соответственно, магические шарики из берилла были совсем небольшого размера, не такие, какими мы привыкли видеть хрустальные шары. Их обычные размеры, из тех, что находятся археологами - от 2 до 5 см в диаметре. Много таких шаров находят в гробницах эпохи Меровингов, до 8 века н.э.

Самый известный из магических берилловых шаров был найден в захоронении франкского короля Хильдерика I Меровинга, жившего в 5-м веке н.э. Этот светло-голубой шар диаметром 4 см лежал среди оружия и золотых украшений, с ним оказалось золотое кольцо для его подвешивания. Такая находка заставила археологов предполагать, что король Хильдерик увлекался магией, но скорее - это было одно из подношений усопшему, а может быть охранный талисман, ведь королю-воину гадать не пристало.



Берилловый шар из гробницы Хельдерика I

В течение средних веков в гадании и магических практиках чаще использовались шарики из берилла, и только к самому концу средневековья, к 14-15 веку, европейские маги стали массово использовать шары из горного хрусталя.

Причин было сразу несколько - населения стало много, бериллов на всех не хватало, а хрусталь был мало того что доступнее и дешевле, так еще и более прозрачный и добывался большими кусками. Так что маленькие берилловые шарики постепенно вышли из обихода, сменившись на большие хрустальные.



Магический 6-сантиметровый шар Джона Ди, советника Елизаветы I, 16 век, один из последних берилловых шаров.

Много споров относительно природы изображенного хрустального шара вызвала самая задорого проданная картина, «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Специалисты озадачились, почему такой глубокий исследователь оптики как Леонардо не смог достоверно отобразить на картине искажения, проявляющиеся в большом куске хрусталя. Означает ли это, что не он настоящий автор «Спасителя»? Или это авторский прием, который несет какое-то значение в толковании сюжета картины?

Пока сошлись на том, что шар в руках Спасителя - не хрустальный, а дутый из стекла, тонкостенный, полый внутри.


хрусталь, история, камни, культура

Previous post Next post
Up