Родина жемчуга Русь

Feb 19, 2020 07:45



На многих картинах 17-19 века изображены русские кокошники, сплошь расшитые мелкими жемчужинами, и красавицы в народных костюмах и жемчугах. Но ведь жемчуг был очень дорог, даже Наталья Гончарова не могла позволить себе хорошее ожерелье из настоящего жемчуга!

Оказывается, до 19 века жемчуга на Руси было много, более того - русская земля была вторым в мире поставщиком жемчуга, после Индии.


Речного, конечно.

Дело в том, что жемчужные устрицы бывают двух основных семейств - морские пинктады и речные маргаританы. И вторые, вида «европейская жемчужница» водились в северных русских речках в огромном количестве.
Собственно «жемчугом» на Руси называли именно свой, речной жемчуг, а привозной морской (из стран Ближнего Востока и Персидского залива) - «бурмицким зерном», от искаженного названия портового иранского города Ормуз.

Реки Карелии и северных областей - Муна, Солза, Варзуга и еще сотни других давали ежегодно такое количество жемчуга, что его хватало и на внутренний спрос, и на экспорт. Как и мех, речной жемчуг был важной и доходной отраслью государства, в самые урожайные годы его объем составлял сотни тысяч рублей золотом (под миллиард рублей на сегодняшние деньги).



Головные уборы из жемчуга на картинах художника-крестьянина Абрама Клюквина (1777-1867)

Массовое распространение пресноводных жемчужниц связывают не только с чистой водой, но и с изобилием лососевых рыб, с которыми жемчужные моллюски образовывали своеобразный симбиоз. Крошечные личинки моллюсков прилеплялись к жаберным пластинам семги, что помогало пережить им самый сложный и опасный период и немного подрасти, прежде чем упасть на речное дно.

Добыча речного жемчуга началась на Руси с 10 века, ее максимальный объем пришелся на 15-17 века. Сохранилось множество свидетельств иностранных купцов, удивленных обилию жемчужных украшений на простых крестьянках, торгующих на русских ярмарках.



Шитье с карельским жемчугом

Конечно, добыча устриц велась довольно варварскими способами - выгребались все доступные моллюски, вскрывать их так, чтобы сохранить живыми, не умели, да и не стремились. Перламутр ракушек тоже шел в дело - на пуговицы и инкрустации всего подряд от оружия до мебели.

Жемчужины попадались в считанных процентах добытых устриц, а хорошие и крупные - очень редко. Но и самый мелкий жемчуг шел в ход, популярность его в качестве украшения росла год от года. Жемчугом расшивали праздничные церковные одеяния, драгоценные оклады икон, нарядные головные уборы, которые передавались в семье из поколения в поколение, в течении даже и пары сотен лет, пока жемчуг не терял своего вида.



Кокошники, расшитые карельским жемчугом, 18 век.

Из сказок известно выражение «скатный жемчуг» - так называли самые лучшие, отборные жемчужины правильной круглой формы, которые не держались на месте, а «скатывались» на блюдечке.

Резкое падение добычи жемчуга пришлось на 19 век - из-за смены климатических условий, падения полноводности рек, а в особенности - из-за исчезновения тех самых лососевых, которые помогали размножению жемчужниц. Место жемчужниц в экосистемах быстро заняли более неприхотливые перловицы, похожие внешне, но не дающие жемчуга, только перламутр. Были еще короткие периоды, когда снова отмечалось массовое появление в реках жемчужных моллюсков, но к 20-му веку лов жемчуга в России прекратился совсем.

Сейчас абсолютным лидером в производстве пресноводного жемчуга является Китай, но и в современной России есть несколько предприятий, культивирующих речной жемчуг, по новым технологиям, конечно.



Константин Маковский, "Боярышня", фрагмент

история, традиции, жемчуг, культура

Previous post Next post
Up