У кого не перехватывало дыхание при взгляде на шедевры готики, последний и самый эффектный аккорд Средневековья.
Удивительно, что никакой другой стиль искусства не подвергался таким же нападкам и критике, как прекрасная готика. Даже и сам термин возник не в Средние века, а уже в эпоху Возрождения, уже и определение стиля как «готический», «варварский», говорит о враждебности и неприятии, который чувствовали к нему люди Реннесанса.
Можно ли представить, что в 17-м веке на полном серьезе рассматривали проекты снесения готических соборов, как воплощения ущербной религиозности, мракобесия и чуждых нации идей. Термин «готика» приписывают, кстати, самому Рафаэлю.
Мир готики таинственен, запутан и неоднозначен. Готический собор -загадка, воплощенная в камне, витражах, выложенных на полу лабиринтах, с такими соборами связано огромное количество легенд. Вот, например, легенда о воротах Нотр-Дам де Пари - с их знаменитым замечательным тончайшим железным узором.
Дело было в 14-м веке. Некий очень талантливый кузнец Боскарне взялся выполнить заказ на кованое украшение и замки для великого собора. Однако, усомнившись в своих возможностях, но не желающий сделать работу проще, решил призвать на помощь самого Сатану.
На следующий день, когда каноник Нотр-Дама пришел взглянуть, как продвигается дело, он застал кузнеца без чувств, а в мастерской стояли ворота дивной красоты, нечеловеческого мастерства. Посмотреть на небывалые ворота пришел весь город - но вот беда, замки оказалось невозможно открыть.
И только поливание святой водой спасло ситуацию - ворота заработали и служили потом многие века. Только вот кузнец сам не вынес незаслуженного почета, как писал историк Парижа Анри Соваль, «Боскарне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свою он унес с собой, так и не раскрыв ее - то ли из опасений, что секрет будет украден, то ли опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама».
Легенда была впервые записана как раз этим историком Анри Совалем, а современные парижские гиды утверждают, что до сих пор никто не смог разгадать загадку железного кружева - было ли оно ковано или отлито.
Если легенда не врет, кузнец Бискорне стал зачинателем европейской традиции украшать врата соборов уникальным кованым декором - и эта традиция перешагнула века и дожила до нашего времени.