Кто хоть раз видел «золотые» работы Густава Климта, никогда не спутает их с другими. Хрупкие женские силуэты, плывущие в золотом потоке, теряющие очертания в замысловатом орнаменте - для целых поколений именно с картин Климта начиналась любовь к модерну.
Климт далеко не сразу начал писать золотом, его самые известные работы относятся к позднему периоду творчества - «Золотая Адель», "Водяные змеи", гимн любви «Поцелуй», философский триптих «Древо жизни» принесли художнику симпатии публики и критиков.
Картины знаменитого австрийца, символы роскоши и декадентства, были скандальны и романтичны, откровенно эротичны - но кто бы мог подумать, что за ними стоят годы борьбы… с депрессией.
Г.Климт, "Портрет Адель Блох-Бауэр I", 1907 г.
У художника были сложные отношения с женщинами - молва приписывала ему многочисленных любовниц и внебрачных детей, однако биографы считают, что самые значимые из его романов остались платоническими. Настоящей опорой Густава всегда была его семья - большим ударом стала для него внезапная и почти одновременная смерть отца и старшего брата, с которыми он был близок.
Позже, оценивая свой творческий путь, Климт писал, что эта потеря поменяла его отношение к бытию и стала причиной приступов депрессии, с которыми он был вынужден бороться до конца жизни.
Спасаясь от чувства бесцельности, художник начал путешествовать - Мадрид, Флоренция, Венеция. Равенна! Увидев знаменитые золотые византийские мозаики Сан-Витале, живописец постиг сложившийся паззл - это дар судьбы в преодолении тяжелого кризиса.
Климт с детства был знаком с золотом, отец его был гравером по драгоценным металлам и обучал сына мастерству.
В новых работах Климта появилась золотая краска и тончайшее листовое золото - так он пытался перенести роскошь и сияние древних мозаик в свои картины. Вдохновленный византийским наследием, он остался верен своему стилю, щедро добавляя в ар-нуво африканские языческие мотивы, спирали бронзового века, традиционные японские элементы.
Новационно смешивая сусальное золото с масляной краской, Климт добивался интересных эффектов, играл с цветом и рельефом, экспериментировал с техникой. Золотой стиль навсегда стал его визитной карточкой и яркой индивидуальностью, целой эпохой искусства 20 века.
Г.Климт, "Поцелуй", 1907 г.