Есть очень устойчивое мнение, которое разделяют некоторые искусствоведы, что один из персонажей эпохального полотна художника Александра Иванова - сам Николай Васильевич Гоголь. Встретила даже мнение, что на картине изображено «покаяние Гоголя».
Имеется в виду яркий персонаж в красно-коричневом одеянии из «толпы грешников», группы людей и всадников в правой части картины. Взгляд Иисуса обращен как раз к этим людям: изначальный замысел Иванова был в развороте Христа в сторону «праведников» и Иоанна Крестителя, но в итоге художник решил, что Спасителю важнее обращаться к заблудшим.
Мнение искусствоведов, что персонаж в красном (которого сам автор картины называл «мытарем», т.е. сборщиком налогов) - Николай Гоголь, появилось примерно в 1980-х годах. Вот какие аргументы в пользу этой версии выдвигались:
Гоголь и Иванов были хорошо знакомы, они оба длительно проживали в Италии в 1840-х годах, Гоголь не раз бывал в мастерской художника, где велась работа над картиной.
На так называемом «малом варианте» картины, служившем эскизом, человек в красном совершенно точно очень похож на Гоголя (а потом Иванов немного изменил его внешность в окончательном варианте).
Этот же персонаж на "малом варианте" картины
Гоголь давал советы по поводу персонажей картины, например, по поводу внешности «раба» с веревкой на шее (но Иванов не решился сделать так, как предлагал Гоголь, хотя эскизы с бритым и клейменным рабом сохранились).
Гоголь много раз упоминал работу Иванова над картиной в своих письмах российским друзьям, писал о картине с восторгом (а значит, не отказался бы и позировать, вероятно).
У Гоголя есть повесть «Портрет», где речь идет о художнике, написавшем картину-покаяние на библейскую тему (и возможно, Гоголь имел в виду Иванова). Но, кстати, на самом деле первая редакция «Портрета» вышла раньше, чем произошло знакомство Гоголя с Ивановым.
Но большинство искусствоведов все же против присутствия Гоголя среди персонажей «Явления», их контраргументы:
Человек в красном совсем не похож на Гоголя, только отдаленно. Есть прижизненные портреты Гоголя в профиль, сделанные его другом-портретистом, можно сравнить.
По центру - один из настоящих портретов Гоголя, нарисованный его другом, художником Э.А.Дмитриевым-Мамоновым (чьи портреты считались современниками Гоголя очень удачными)
Иванов никогда не упоминал, что на картине есть портрет Гоголя, хотя сохранилось очень много авторских пояснений по поводу изображенных персонажей.
Вообще стиль работ Александра Иванова, по мнению его исследователей, противоречит идее размещения в его картинах портретов знакомых ему людей. Художник искал для себя характерных натурщиков, но итоговые персонажи всегда были усредненными типажами.
Это же относится и к версии, что еще один изображенный на полотне - это сам художник. Составители психологического портрета автора «Явления Христа народу» не верят, что он считал себя вправе появиться среди героев библейского сюжета.
"Сидящий странник с посохом" - некоторые считают, что это автопортрет
Сейчас больше мнений среди искусствоведов, что Гоголь все же ни при чем, и его портрета на картине быть не может.
А вы как думаете, друзья, похож или нет?