Что происходит на картине «Увещевание»

Oct 26, 2022 08:06



Художник на все времена - это про Николая Неврева. Казалось бы, из изображенного на картине даже профессий таких не осталось, а присмотришься к ситуации - сплошь и рядом такое и сейчас случается.

Неврев любил показать острые и драматические моменты, замаскированные под бытовые сцены, мастерски выписывая эмоции на лицах своих героев и окружая их говорящими интерьерами.

Мы уже обсуждали его картину «Воспитанница», давайте еще?

Одна из моих любимых картин художника - «Увещевание». На ней живописная троица - нарядная молодая женщина, такой же франт мужчина и между ними пожилой священник, одетый по-простому, по-домашнему.



Похоже, молодая пара пришла к священнику домой, на разговор. И увещевает духовный отец насупленную супругу, а муж сидит как на иголках, надеясь на помощь и авторитет хозяина дома.

В разборах происходящего на этой картине основная версия - муж в чем-то сильно виноват, и жена собралась разводиться. В качестве причин развода называют ревность узнавшей о любовнице жены (вроде как не случайно основной цвет картины - желтый, символ ревности и разлада), и это вполне вероятно, ведь такой щеголь с пышными усами многим должен нравиться.

Или, например, муж подвержен какому-то серьезному пороку, пьянству или игре. Правда, на алкоголика он не похож, слишком уж элегантен, и на проигравшего женино наследство тоже - оба супруга одеты дорого, а на даме модные золотые украшения.



Картина написана в последнее десятилетие 19-го века, в то время разводы совершенно не были чем-то сильно сложным, но социально очень не поощрялись. Священник в ситуации развода был первой ступенью «увещевания» желающего разрыва супруга, дальше к замирению могли подключиться родственники и судья.

Мне, если честно, больше нравится альтернативная версия - в этой молодой семье причина разлада не в муже, а в жене. Очень уж похож ее образ на карикатурное изображение суфражисток, борцов за женские права и прогрессивность - приталенный модный пиджак, шляпка, суровое выражение лица.

Зонт-трость в руке дамы намекает, что она проявляет самостоятельность, может быть даже не позволяет мужу этот зонт над собой раскрыть. Может быть, она уделяет намного больше внимания общественной работе и кружкам, чем собственной маленькой семье? Может быть, она заявила, что не хочет детей и заниматься домом и хозяйством?



Муж выглядит растерянным и исчерпавшим аргументы. Вероятно, он в целом и сам за прогресс и равноправие, но где-то подальше от своей ячейки общества, а жена ужасно сердится от его просьб и разговоров.

Священник, конечно, видал и не такое, он бесконечно терпелив и позитивен, а молодая женщина не может усидеть от раздражения. Посредник в переговорах супругов очень хочет соединить их руки, но пока свою руку готов протянуть только муж, а жена упорствует.

А вдруг эти люди не женаты? Например, это любовница, которую ее сердечный друг пытается уговорить не вмешиваться в его семью? Правда, вряд ли священник взялся бы за такие увещевания.

А вы как думаете, друзья, что происходит на картине? Кто эти люди друг другу и чем закончится их история?

художники, живопись

Previous post Next post
Up