Попалась на глаза картина известного нашего передвижника Николая Неврева, давайте обсудим, что художник хотел рассказать?
Картина написана в 1867 году, на ней бытовая сцена, в которой участвуют две женщины и трое мужчин. Очевидно, «воспитанница» - молодая женщина, а пожилая - благодетельница и хозяйка.
Присутствуют два молодых человека, один, в военном мундире, выглядит растерянным или расстроенным, второй, напротив, спокоен. Третий мужчина - священник.
Интересно, что священник и один из молодых людей - с рыжими волосами, уж не родственники ли?
Барыня держит за руку девушку-воспитанницу, указывая ей то ли на рыжего молодого человека, то ли на почтительно склоняющегося священника. Девушка стоит, прижав к груди книгу, и, похоже, вот-вот заплачет.
Судя по всему, решается ее судьба, благодетельница нашла ей жениха, только вот девушке это не по нраву. И одному из молодых людей - тоже.
Вокруг роскошный интерьер, барыня - по-настоящему богатая и знатная дама. Бархатная скатерть с фамильными гербами и золотым шитьем, дорогой ковер, портреты людей в больших чинах, родственников и предков. За окном, кстати, не городской пейзаж, виден кусочек поля и лес, то есть это все происходит в загородном поместье.
Девушка-воспитанница не выбивается из общего фона роскоши и достатка, она тоже одета дорого и модно, в платье из шелковой ткани, со сложной отделкой рукава. Это или родственница-сиротка или любимица из барской челяди, которую хозяйка выделила и воспитала как дворянку.
Эскиз к картине - здесь обстановка попроще, и характеры другие
Как думаете, что за история разыгрывается на картине? За кого сватают девушку, и кем приходится барыне расстроенный молодой военный, крутящий ус в стремлении скрыть свои чувства?
Завтра расскажу одну версию, из классической литературы, которая, вполне вероятно, и отражена на полотне. Но это лишь одна из трактовок, так что любые версии очень интересны.
Интересна история этой картины: автор ее, Николай Неврев, был большим другом Павла Третьякова, часто бывал в доме мецената и пополнил его коллекцию десятком своих работ. На картине воспроизведен настоящий интерьер дома Третьякова, даже можно угадать некоторые из украшающих комнату полотен. Пейзажи, например, похожи на картины Сильвестра Щедрина, которые тоже есть сейчас в Третьяковской галерее.
Сильвестр Щедрин "Новый Рим", 1825 г.