Михаил Неведомский, писавший биографию художника, гениального мастера света Архипа Куинджи, рассказал интересный случай про небольшое соавторство Куинджи в картине его друга Ивана Крамского.
«Крамской рассказывает, как однажды он мучился над передачей блеска эполет на одном портрете военного. Зашедший к нему в мастерскую Куинджи сразу нашел тот дополнительный тон, от которого эполеты засверкали».
Слева - автопортрет Ивана Крамского, справа - портрет Архипа Куинджи работы Крамского
Эпизод краткий и без подробностей, но захотелось поглядеть, не найдется ли этот эполет и как он может выглядеть.
Иван Крамской - выдающийся наш портретист, многих классиков, Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, мы «знаем» по портретам, написанным именно Крамским.
Портреты деятелей в военных мундирах кисти Ивана Крамского
А вот генералов с эполетами в наследии Крамского не так много, намного чаще художника волновали «характерные» портреты людей «из простого народа». Но все же нашлось несколько портретов, где есть какие-нибудь эполеты или позументы, и из них я бы выделила два, портрет генерала Гейдена и портрет графа Литке.
На них нарисованы действительно внушительные эполеты, причем эти эполеты являются чуть ли не более важными персонами, чем сами изображенные генералы. И вполне верится, что недостаточно ярко получавшиеся атрибуты высшей военной власти могли вогнать художника в отчаяние - ведь это практически центральная часть композиции.
Иван Крамской: слева портрет графа Ф.П. Литке, справа - портрет генерал-адъютанта Ф.Л. Гейдена.
Портрет графа Ф.П. Литке был написан в 1871, а портрет генерал-адъютанта Ф.Л. Гейдена на десять лет позже, в 1881.
Честно говоря, я думаю, что биограф Куинджи мог писать только про более поздний портрет.
Во-первых, с художниками-передвижниками Архип Куинджи познакомился, если верить биографам, как раз в 1870-м, и маловероятно, чтобы Куинджи и Крамской сразу стали такими близкими друзьями, что помогали бы друг другу писать картины.
Во-вторых, именно начало 1880-х годов - расцвет таланта Куинджи, когда были написаны его «Ночь над Днепром» и «Березовая роща», то есть он стал признанным мастером, тем самым художником волшебного света, авторитетом.
Вот как выглядят эполеты на портрете вблизи - может быть, это и есть та самая картина, про которую рассказал биографу Куинджи Иван Крамской?
Вообще, есть еще портрет императора, написанный Крамским в 1886-м году, там тоже много блестящего золота на мундире. Но Куинджи в это время уехал из столицы в Крым, так что вряд ли мог помочь другу именно с этими золотыми позументами.
А вы как думаете, друзья, к какому портрету приложил руку мастер света Куинджи?