Как в Коломне не появился музей Константина Васильева

Jan 02, 2022 08:00



В 1987 году по центральному телевизионному каналу был показан фильм о творчестве «народного художника» Константина Васильева. Некоторые из его картин были уже хорошо известны советскому зрителю по репродукциям в журналах вроде «Работницы», теперь люди увидели другие работы и узнали о трагической судьбе их автора.

Передача вызвала по всей стране острый интерес к наследию Васильева. Оказалось, большая часть из созданных им четырехсот картин и рисунков хранится в обыкновенной жилой квартире в подмосковной Коломне, куда мать художника переехала в середине 1980-х.



Мать художника, Клавдия Парменовна Васильева в своей коломенской квартире, 1986 г. Удивительно видеть знаменитые работы Васильева среди простой домашней обстановки

В Коломне немедленно организовалось сообщество поклонников творчества Васильева, дошли и до городской администрации. Руководство города прониклось и договорилось с матерью, Клавдией Парменовной Васильевой: ей выделили трехкомнатную квартиру, за это она обещала передать картины сына в новый музей, когда тот будет построен.

Для строительства музея был объявлен сбор средств, реквизиты для переводов печатались в центральной прессе, и вскоре со всей страны потекли пожертвования.



Город выделил под музей аварийный двухэтажный особняк, который требовал значительного капитального ремонта, но зато находился самом выигрышном месте, внутри Коломенского кремля и с видом на главную улицу города. Ранее дом принадлежал монастырю, а в советское время там были общежитие и коммуналка.



Коломенский клуб любителей творчества Васильева сам непосредственно занимался восстановлением здания - люди приходили после работы и по выходным, разбирали мусорные завалы, перекладывали стены, активисты оформляли документацию и взаимодействовали с коммунальными службами.

Параллельно проходили мобильные выставки и регулярные лекции, на которые приезжали люди даже из очень отдаленных городов.



Ремонт силами энтузиастов здания, предназначавшегося под музей Константина Васильева в Коломне: до и после

Благодаря работе энтузиастов всего за три года здание было полностью восстановлено, его стало не узнать. На двух этажах размещались выставочные залы, в подвале устроили кафетерий, запущенную территорию вокруг расчистили и облагородили.



Однако к этому времени оказалось, что старые обещания не работают. Благодаря выставкам и постоянным публикациям, Константин Васильев стал к началу 1990-х невероятно популярным, и его картины оказались ценным капиталом. За право экспонировать коллекцию, находящуюся в руках родственников художника, схлестнулись сразу несколько заинтересованных групп.

Как выяснилось, Клавдия Парменовна «передоговорилась» с московским альтернативным клубом любителей, что картины уйдут в московский музей, а за это семья (мать и младшая сестра Васильева, обе - уже очень немолодые женщины) будут получать неплохие отчисления (в итоге их обманули, но это уже другая, долгая и некрасивая история).

В благодарность за выделенную когда-то квартиру Клавдия Парменовна передала Коломне восемь картин из так называемого «былинного цикла» Васильева, сейчас эти картины можно увидеть в постоянной экспозиции одной из городских галерей.



Серия картин "Добрыня и змей", два полотна из трех остались в Коломне

Это не самые ценные полотна в том смысле, что большинство сюжетов «былинного цикла» были написаны Васильевом по нескольку раз. То есть в его наследии такие сюжеты как «Добрыня и змей», «Рождение Дуная», «Бой Пересвета с Челубеем» писались художником в двух-трех вариантах, и вот экземпляры из этих серий остались в Коломне.

А в отремонтированном энтузиастами на народные средства здании долгое время размещалась очень хорошая галерея, пока десять лет назад особняк не пришлось вернуть возрожденному на территории Коломенского кремля монастырю, по закону о реституции имущества Церкви.

«Отжали», - вздыхала городская интеллигенция, многие из этих людей своими руками когда-то ремонтировали здание и мечтали о музее Васильева. А картины художника, после довольно некрасивых разборок с похищениями и пожарами, оказались в итоге в новом музее в Казани (основная коллекция, хранившаяся в семье художника).

Копии всех знаменитых картин Васильева выставлены в московском музее «имени Васильева» в Алтуфьево, есть там и несколько подлинных полотен, из числа выкупленных из частных коллекций.

художники, краеведение

Previous post Next post
Up