Почему актеры такие суеверные

Dec 28, 2021 08:00



Удивительно, но такое, в общем-то, безопасное призвание, как театральный актер, имеет самое большое количество профессиональных суеверий и традиций.

Почему-то у по-настоящему сложных и опасных профессий примет не вспомнить - шахтеры спускаются в шахту с любой ноги, а полицейские не боятся несчастливых чисел. Но хотя бы о какой-то из многочисленных театральных примет слышал каждый.
Наверное, этому есть сразу несколько причин.

Во-первых, в опасных профессиях нельзя полагаться на удачу, нужно быть хорошо обученным и соблюдать инструкции. А вот в театре мало кто может заранее предугадать, «зайдет» ли зрителю очередная премьера, останется ли актер в обойме популярных на новый сезон и много ли удастся заработать труппе на гастролях.

А когда критерии успеха неясны, в дело вступают всякие способы привлечения удачи. Иногда можно отследить, откуда пошло то или иное суеверие, но чаще концов не найти, и остается только догадываться, что заставило профессиональную группу маниакально соблюдать странные ритуалы.

Например, нельзя пользоваться на премьере новым гримом (это можно объяснить, конечно, ведь новая косметика может оказаться неудачной), из гримерки в сторону сцены надо выходить с левой ноги, нельзя украшать сцену настоящими цветами и нельзя принимать цветы в дар до окончания спектакля.



Во-вторых, актерская среда обширна, и она одновременно разобщена на множество коллективов, которые соприкасаются не слишком часто. В каждом таком коллективе начинают формироваться собственные микроприметы, иногда их признают «реально работающими», и тогда у приметы есть шанс выйти за пределы театра и начать соблюдаться и в других труппах.

Например, известная актерская примета - сесть на уроненные текстовки - имеет автора, и это никто иной, как режиссер Марк Захаров. Изначально была примета, что уронить текст пьесы на репетиции - к провалу, но Марк Анатольевич, чьи подопечные, конечно, тоже роняли свои роли, просто придумал однажды «противоядие».

Неизвестно, верил ли мэтр сам в свое изобретение, но он сумел убедить коллектив, что если на уроненные листы сразу сесть, то плохая примета не сработает.

И вот сейчас редкий отечественный актер не знает про этот прием, хотя не обязательно всем известно, кто его сочинил.



Третья причина, как мне кажется - постоянное присутствие представителей актерского сообщества в медийном пространстве. Редкий выход издания обходится без интервью знаменитостей - а в таких интервью актеры очень часто делятся хорошими и плохими приметами, которые, якобы, как-то повлияли на их карьеру или популярность ролей.

Ведь нотка мистики так украшает любую историю.

Соответственно, и читатели все время обновляют информацию о том, что там за кулисами насчет примет, и сама актерская братия тоже читает и мотает на ус. И к маленьким приметам и ритуалам своего коллектива добавляются «проверенные», которые оказываются на слуху. Так и копится багаж актерских примет.

Например, у итальянских артистов отличной приметой было найти на сцене гвоздик, потерянный при монтаже кулис. Лучано Паваротти очень любил рассказывать в своих интервью, что его удача тоже началась вот с такого гвоздя, который он сохранил и возит с собой всю жизнь на гастроли.

После такого, неужели кто-то из впечатлительных артистов откажется поднять на сцене гвоздик, даже если и узнал о примете из газеты.

Но бывают и вполне объяснимые приметы.

Запрет на свист («не свисти, а то денег не будет») пришел в народ как раз из актерской среды. Дело в том, что раньше всей механикой кулис, занавесов и фонов управляли во время спектакля и репетиций сидящие наверху рабочие, которые по сигналу тянули или отпускали направляющие той или иной декорации.

А сигналом был свист, этими сигналами рабочие обменивались, чтобы синхронизировать усилия. Если кто-то другой начнет свистеть за кулисами, тут и до аварии недалеко - поэтому на свист там был наложен строгий запрет. И вот как-то эта примета ушла в народ и трансформировалась в угрозу потери дохода, сохранившись и до нашего времени.

Еще одна старая и странная примета - нежелательность синего цвета в костюмах. Эта примета родилась явно до 19-го века, когда натуральные красители для тканей были дороги, но синий - дороже остальных. В 19-м веке появились дешевые синтетические краски, но про примету помнят и сейчас, хотя понятно, что без синего цвета сложно обойтись.

А вы, друзья, знаете свои профессиональные приметы?

профессии, традиции, театр

Previous post Next post
Up