Французский художник-модернист Анри Матисс вспоминал, что в юности высмеивал коллекционеров, дескать, какой смысл копить дома малоценный хлам, если можно в любой момент сходить в Лувр и там приобщиться настоящих предметов искусства.
Однако ему пришлось как-то походить по блошиным рынкам, выискивая некоторые натурные предметы для изображения задуманного интерьера, и он неожиданно втянулся в тему.
Его отношение к коллекционированию изменилось кардинальным образом: Матисс начал собирать вещи по самым разным направлениям, от африканских масок и глиняной посуды до текстиля и фарфоровых статуэток.
Причем многое из собранного, по собственному признанию художника, было именно что малоценным хламом. Но Матисс искренне привязался к своей коллекции и скрупулезно перевозил все хрупкое имущество при переездах в новые студии.
Ваза из коллекции в натюрмортах разных лет
Он упорно ходил по блошиным рынкам, антикварным магазинам и лавкам старьевщиков, выискивая по одному ему понятному принципу пополнения своей коллекции. Вернее, принципом было складывающиеся компоновки предметов для будущих натюрмортов: Матисс использовал свою коллекцию для вдохновения и натуры.
Снова эта же ваза
Не зря на одном из фотоснимков своей студии, на котором выставлены ряды ваз, вазочек, кувшинов и прочей посуды, Матисс приписал с обратной стороны: «Предметы, которые мне служили почти всю мою жизнь».
Снимок 1946 года, подписанный художником "Предметы, которые мне служили почти всю мою жизнь"
К примеру, оловянный кувшинчик из коллекции, совсем простой незамысловатый предмет интерьера, стал героем чуть ли не десятка картин художника. Менялись стили, кувшинчик становился все более условным, но все равно узнаваемым.
Оловянный кувшинчик на фото из студии (позади Матисса на полке), и он же на картине "Натюрморт с магнолиями", 1941 год
Я уже писала про
феномен художника Вермеера, у которого одни и те же вещи, украшения и целые углы комнат «ходили» из картины в картину. С Матиссом было что-то похожее, повторяющихся и узнаваемых вещей на его картинах очень много.
Снова тот же оловянный кувшинчик: по большой разнице в стиле изображения можно понять, что картины были нарисованы в разные годы
Знаменитый аквариум в виде цилиндра, пристанище для красных рыбок, изображен много раз, в том числе и в виде вазы. Из натюрморта в натюрморт переходят узнаваемые вазочки, статуэтки и стаканчики.
Узоры с экзотических тканей из своей коллекции художник тоже использовал для фонов с геометрическими орнаментами.
Уже совсем в пожилом возрасте, за семьдесят, Матисс, до того регулярно переезжавший с места на место, нашел, наконец, постоянное пристанище для себя и своей коллекции. Местом, которое художник избрал для окончательного поселения, стала «Вилла мечты» в городе Ванс неподалеку от Ниццы.
С виду это был совершенно непримечательный скромный дом, похожий, по мнению друга Матисса Пабло Пикассо, на коробку. Впервые приехавший на новый адрес приятеля Пикассо несколько раз прошел мимо невыразительного строения, попросту его не замечая.
Анри Матисс и его коллекция тканей, фото 1944 года
Однако внутри виллы находилась «целая лавка редкостей», и даже свет был настроен хозяином коллекции так, чтобы предметы «выплывали» из полумрака один за другим, по мере того, как гость присматривался к интерьеру.
И, конечно, в жилище Матисса всегда было очень много цветов, которые он так любил - коллекционные его вазы почти никогда не пустовали. Уже в совсем пожилом возрасте и после тяжелой операции Анри Матисс попросил окружить его постель любимыми предметами и развесить на стенах яркие аппликации из бумаги, которыми он занимался в свои последние годы. Вероятно, это скрасило самые сложные дни больного художника, который до последнего пытался творить.