Что выжигали выжиги

Oct 25, 2021 07:58



Парадные офицерские мундиры всегда старались сделать максимально внушительными и впечатляющими, чем выше в военной иерархии, тем масштабнее и дороже украшения.

В 18-м веке традицией стало украшать военные мундиры, амуницию и конскую упряжь золотым и серебряным шитьем. Чем ближе к императорскому престолу, и чем выше в чине, тем массивнее, объемнее и плотнее полагалась драгоценная вышивка и декор.

Конечно, чаще всего это не была вышивка нитями из чистого золота, а так называемое «золотное» шитье, то есть нити были позолоченными серебряными. Но и в этом случае стоимость парадного мундира с эполетами, галунами и позументами (то есть тесьмой и шнурами) была невероятно высокой.



Галун и позумент - почти синонимы. Галун, как правило, плоская золотая тесьма, а позумент - объемная.

Для офицеров, чье состояние не могло позволить оплатить дорогой мундир, парадная амуниция оплачивалась из казны, поскольку золотые украшения были частью полковой культуры и унифицировались.

Соответственно, постоянно вставал вопрос утилизации драгметаллов с пришедшей в негодность одежды и амуниции, спарывать золотое шитье часто было бессмысленно, поскольку оно оказывалось уже потускневшим и не могло использоваться снова.



Чтобы не терять серебро с мундиров (а некоторые вышивались и золотом, в том числе и придворные мундиры), в екатерининское время, расцвет золотых офицерских украшений, придумали эти драгметаллы «выжигать».

Для этого одежду с шитьем, споротые галуны со шляп, эполеты, элементы конского снаряжения укладывали на огромные противни и помещали в печи на длительное время. Ткань от такого воздействия истлевала, оставшийся металл после собирали - и вот эти собранные слитки серебра называли «выжигой».



Соответственно, и ответственных лиц, занимавшихся выжиганием золотой амуниции, тоже стали называть выжигами.

Выжигание было занятием со строгой отчетностью, проводилось официально и под наблюдением высшего руководства. Вес собранного серебра или золота сообщался полковому командиру, который потом принимал решение, куда этот металл направить.

Чаще всего выжиги мундирного декора получали вторую жизнь в виде драгоценной утвари, например, вкладов в полковые храмы. Иногда полученное серебро пускали на серебрение полковых инструментов, изготовление посуды.



Самостоятельное выжигание драгметаллов из одежды с золотым шитьем строго наказывалось. Но с распространением парадных мундиров появилась и криминальная профессия - гробокопателей, кто вскрывал могилы похороненных в парадных мундирах офицеров, чтобы украсть дорогую одежду и эполеты.

Воров, которые после удачных налетов на захоронения тоже занимались выжиганием серебра из мундиров, так же стали называть «выжигами».



Поскольку воровская профессия появилась позже законной и сохранялась практически на всем протяжении 19-го века (когда золотых мундиров уже давно не стало в обиходе, но выкопать мундир было вполне реально), в языке сохранился именно негативный оттенок слова «выжига».

Так стали называть мошенника, стяжателя, обманщика, хотя первоначально слово означало волне законное занятие.

золото, про слова, серебро, история костюма

Previous post Next post
Up