Как секреты китайского фарфора стали известны европейцам

Aug 20, 2021 08:00



Европа познакомилась с китайским фарфором в конце 13-го века, когда путешественник Марко Поло привез из Китая партию поразившей его тончайшей посуды. С тех пор спрос на китайский фарфор был огромен, но доставка Великим шелковым путем оставалась слишком сложной для завоза какого-то значительного количества «белого золота», как сразу стали называть фарфор.

Открытие Васко да Гамой водного пути в Индию и Китай в обход Африки положило начало более существенным поставкам вожделенного европейскими аристократами фарфора, но только в 17-м веке завоз дорогой посуды стал регулярным и массовым, до ста тысяч штук разных изделий в год. И это все равно раскупалось с ажиотажем, поскольку мода на коллекции китайского фарфора только росла.



Европейцы не раз пытались наладить производство чего-то похожего на фарфор, в чем помогали профессиональные «промышленные шпионы», которые путешествовали в страны Востока, чтобы разузнать его тайны. Чаще всего этим занимались монахи-миссионеры, имевшие совершенно конкретные заказы на информацию: в 16-17 веке сразу несколько таких служителей церкви вели свою деятельность в Китае, сообщая полученные сведения о закрытой для европейцев стране.



Например, португальский миссионер Гашпар де Жезуш в середине 16-го века издал «Трактат о чудесах Китая», где рассказал, что «мягкий белый камень толкут в крошку, заливают водой и размешивают в большом корыте. Белое, сливочное тесто, что получается из смеси, пригодно для самого тонкого фарфора».

Но это не слишком помогло европейцам в создании собственного фарфора по двум причинам. Во-первых, не могли понять состав, во-вторых, не получалось достичь высоких температур для обжига, которые необходимы фарфору для получения им настоящей крепости.



Каолин и каолиновые заготовки-кирпичики

Секретным компонентом китайского фарфора, который очень долго удавалось сохранять в тайне, был глинистый белый минерал каолин (от названия горной гряды Гаолин на юго-востоке Китая, где как раз и добывали лучшие сорта каолина для изготовления фарфора).

Второй компонент, «фарфоровый камень» - это минерал, содержащий кварц и полевой шпат. И каолин и фарфоровый камень сразу после добычи измельчали с помощью водяных мельниц в тончайшую пудру, разводили с водой и формировали «кирпичики», которые должны были по технологии отлежаться длительное время, до десяти лет.



Современный "Музей императорской печи для обжига фарфора" в Цзиндэчжэне имитирует своей конструкцией традиционные "драконовые печи"

И каолиновые и кварцитовые кирпичики были с виду похожи, поэтому наблюдающим исподтишка европейцам долго не удавалось различить их и понять, что в фарфоровой массе на самом деле два компонента. И если фарфоровый камень удалось распознать (и пытаться делать фарфор из европейского перемолотого кварцита), то с каолином разобрались только во второй половине 18-го века.

А ведь именно каолин придает фарфору нужную крепость, причем его должно быть не менее половины от состава «теста».



"Драконовая печь", современная реставрация на сохранившемся фундаменте старой печи

Второй секрет китайцев, который тоже долгое время не могли воспроизвести в Европе - специальные печи для обжига.

Фарфору требуется температура около 1400 градусов, что было совершенно недостижимым для европейских технологий вплоть до конца 17-го века. А вот в Китае печи, достигающие очень высоких температур, придумали строить чуть ли не три тысячи лет назад, но это тоже было большим секретом, и иностранцев в районы изготовления керамики и фарфора не допускали.

«Драконовы печи», как называли их китайцы, представляли собой длинные тоннели, направленные вверх по склону с уклоном в 15 градусов. В нижней части печи разводили большой огонь, сжигая дерево или уголь, в наклонной трубе создавалась чудовищная тяга, позволявшая достичь больших температур (а обжигали фарфор до трех дней).



Длина такой печи составляла порой до 160 метров, и служили печи всего 2-3 года, после чего их приходилось разбирать, так как после этого срока печь переставала удерживать нужный режим. Длинные печи состояли из нескольких сегментов, в каждом из которых размещали определенный вид посуды. А запекали фарфор в специальных защитных кожухах из шамотной глины, которые оберегали от прямого огня и обеспечивали равномерный нагрев фарфоровой заготовки.



Саггар (защитный кожух) из шамотной глины для защиты фарфоровой заготовки от прямого контакта с пламенем

Французу-иезуиту 18-го века Франсуа д’Антреколю первому удалось получить доступ в «императорский центр производства фарфора» в городе Цзиндэчжэнь, где в то время функционировало более трех тысяч «драконовых печей». Несмотря на прекрасное знание китайского языка, миссионеру потребовалось много лет и много новообращенных в христианство местных жителей, чтобы получить комплексные сведения о фарфоровом производстве.



Одно из опубликованных в Европе писем Франсуа Ксавье д’Антреколя, эти сведения помогли многим европейским предприятиям начать собственное производство фарфора

Во многих письмах на родину монах максимально подробно описал узнанные им секреты обжига, глазурирования, декорирования фарфоровой посуды. Это все очень помогло европейцам наладить, наконец, в 18-м веке собственное производство  очень хорошего фарфора, тем более, что рецепт его ингредиентов был в начале века разработан и испытан саксонским химиком Иоганном Беттгером.



Тарелка конца 18 века, произведенная в Китае специально для экспорта в Европу

Так конец 18-го века стал закатом китайской императорской фарфоровой отрасли, которая сильно в то время ориентировалась на европейского потребителя. И началась история европейского фарфора, чье изобретение оспаривают между собой Англия и Германия, забывая о вкладе «промышленных шпионов» из Китая.

технология, история, наука, как это сделано

Previous post Next post
Up