Драгоценные впечатления Картье от русского балета

Jul 26, 2021 08:00



Замеченное Визбором явление «в области балета мы впереди планеты всей» началось больше ста лет назад, когда Сергей Дягилев открыл западному миру русский театр и, в особенности, русский балет.

До «Русских сезонов» в Париже балет был в Европе настолько малоразвит и непопулярен, что поначалу Дягилеву не позволили занимать «низким искусством» сцену в Гранд Опера.Однако успех русского балетного искусства был ошеломителен и оказал огромное влияние на моду и стиль на много лет вперед.



Эскиз балетного костюма Льва Бакста и платиновая с золотом брошь от Картье с кабошонами сапфира и зеленой эмалью (ею. владела Ольга Палей, морганатическая супруга младшего брата Александра III).

Собственно, то, что сейчас на западе называют «русским стилем» - это преимущественно впечатления, оставленные «Русскими сезонами», с их яркими красками и геометричностью и необычными для европейцев сочетаниями цветов: синего с зеленым, оранжевого с желтым, красного и розового.



Эскиз декорации Льва Бакста к балету "Шахерезада", 1910 год

Визуальные впечатления от русского балета создавались знаменитыми художниками, которых Сергей Дягилев приглашал для сотрудничества в области оформления сцены и создания костюмов. В этом списке много громких имен от Гончаровой до Пикассо, но первопроходцами, кому удалось своим оформлением привлечь внимание к постановкам, стали Лев Бакст и Александр Бенуа.



"Русский стиль" в исполнении Картье: платиновая подвеска с горным хрусталем, звездчатыми сапфирами и бриллиантами, 1912 год

Ювелирная фирма Картье отнеслась к дягилевским постановкам с большим вниманием - во-первых, сразу стало понятно, что тема будет модной, во-вторых, у Картье с Россией были особенные отношения, многие постоянные заказчики фирмы были русскими, в том числе и царской фамилии.



Серия брошей на двух булавках с подвесками была создана Картье под впечатлением от костюмов русских танцовщиков

Первое, что подхватили Картье - тема французского рококо, в стиле которого был оформлен Александром Бенуа балет сезона 1909-го года «Павильон Армиды». Сохранился лист эскизов Луи Картье с цветочными орнаментами «под Людовика XVI», в течение нескольких лет парижские ювелиры создали ряд очень характерных украшений, похожих на те, что носили в 18-м веке.



Александр Бенуа, эскиз декорации к балету "Павильон Армиды", 1909 г.

Однако, спутать со старинными драгоценностями корсажные броши Картье, выпущенные в 1910-х года, не получится - огранка камней совершенно разная. Хотя самая распространенная сейчас классическая огранка в 57 граней еще не была в ходу, технологии и средства для работы с драгоценными камнями позволяли делать бриллианты намного более яркими, чем это было при Людовиках.



Эскиз растительных мотивов в стиле Людовика XVI от Луи Картье и бриллиантовая корсажная брошь-трансформер, 1910 год.

Явлением стал артист русского балета Вацлав Нижинский, обладавший невероятной техникой прыжков и кошачьей грацией. Под впечатлением от его черно-белого костюма фавна, скандального гвоздя сезона, Картье создали часы с бриллиантами и черной эмалью, назвав их «Пантера» (в Европе так называют леопарда вообще, а не только черного).



Вацлав Нижинский в костюме Фавна и первые часы Картье из серии "Пантера", 1914 год

Эта пантерная серия украшений продолжалась  и дополнялась сто лет и дожила до нашего времени. Она была особенно популярной в 1930-х годах, когда браслет от Картье в этом стиле носила морганатическая жена дяди королевы Елизаветы II, Уоллис Симпсон.



Костюм к балету "Жар-птица" (Лев Бакст) и платиновый галстук с бриллиантами от Картье

Увлечение русским стилем оказало влияние на творчество ювелиров Картье на протяжение всего 20-го века, многие из знаковых украшений времен «Русских сезонов» в Париже были потом обыграны в более поздних коллекциях.

художники, театр, история украшений, культура

Previous post Next post
Up