Не знаю, как так получилось, что такая замечательная вещь, как роман братьев Стругацких «Далекая Радуга» прошел мимо внимания кинематографистов.
Режиссеры делают безуспешные попытки экранизировать самые сложные книги Стругацких, в то время как совершенно благодатная тема, из которой получился бы отличный фильм-катастрофа, остается в тени.
Хорошо, что есть иллюстрации к многочисленным изданиям романа, выходившим у нас и за рубежом. Я собрала несколько , которые показались мне интересными.
Катастрофа планетарного масштаба, описанная в «Радуге», на мой взгляд, один из самых ярких и впечатляюще описанных литературных образов разбушевавшейся смертельно опасной природной стихии.
Иллюстрация к немецкому изданию романа 1973 года
По сюжету книги, на далекой планете проводят рискованные, но очень нужные человечеству эксперименты по телепортации, которые, кстати, идут очень успешно. Но после каждой нуль-переброски экспериментального предмета из полюсов планеты вырываются волны - энергетические «стены» до неба, катящиеся от полюсов к экватору и выжигающие на своем пути все живое, оставляющие гладкую черную пустыню.
Пока «волны» удается нейтрализовывать машинами-поглотителями, но однажды возникает волна невероятной мощности, которая неумолимо схлопывает жизненное пространство на планете, двигаясь с севера и юга на экватор. Людям остается спасаться почти паническим бегством, убегая от волны, которая буквально «пожирает» их мир.
В конце романа детей отправляют на орбиту, а взрослые остаются дожидаться своей участи на стремительно сужающейся полосе между двумя подходящими с полюсов черными стенами волны.
Вот как описана волна у Стругацких:
«Над северным горизонтом стояла высокая черная стена. По гребню ее, там, где она упиралась в тропопаузу, шла ослепительная световая кайма, а еще выше в пустом небе вспыхивали и гасли бледные сиреневые разряды. Было как-то особенно тихо и знойно, и солнце казалось особенно ярким, как в предгрозовые минуты.»
Почему-то почти на всех иллюстрациях волна изображена просто темным валом, без яркой «как солнце» полосы по ее верху, которая была видна издалека: «Волна была видна уже хорошо. Сияющая полоса поднималась все выше, таща за собой тяжелый черный занавес».
Финальная сцена книги, когда две волны уже почти не оставили людям места: «Солнце светило словно в коридор с черными стенами: обе Волны - северная и южная - уже высоко поднялись над горизонтом».
Черная смертоносная волна стеной до неба - яркий и зловещий образ, который легко «нарисовало» бы современное кино.
Может быть, еще присмотрятся…
А вы, друзья, экранизации каких книг хотели бы увидеть?