Во второй половине 19-го века викторианские традиции в декоративном искусстве столкнулись со все возрастающим интересом к Востоку.
Японские гравюры, впервые представленные европейской публике на Международной выставке в Лондоне в 1862-м году, задали новые ориентиры зарождающегося стиля - формы живой природы, приглушенные цвета и смешанные материалы.
Неудовлетворение людей не вполне качественно изготовленными товарами викторианского машинного производства привлекло внимание к вещам ручной работы. Возник спрос на повседневные предметы, выполненные вручную и выглядящие как предметы искусства.
Брошь-кулон из резного опала, эмали, бриллиантов и барочного жемчуга от французского ювелира Рене Лалик
Японизм и ручной труд на грани ремесленничества и искусства, соединившись вместе, родили, пожалуй, самый красивый из декоративных направлений - модерн или ар-нуво.
«Модерн» и «Ар Нуво» (в переводе «Современный» и «Новое искусство») - две остромодные парижские галереи, открытые в начале 1890-х, которые задали новую эстетику и дали название новому стилю.
Кулон с эмалью, бриллиантами и опалом от Генри Веве
Эпоха ар-нуво - это 1890-1910-е годы, время быстрых перемен, но относительного спокойствия и благополучия в обществе. Основной мотив дизайна в эти годы - мягкие, плавные изогнутые линии: растительные мотивы, изгибы женского тела и волны длинных волос, фантастические насекомые, необычные птицы, нежные цветы.
Популярный материал украшений эпохи модерна - цветная полупрозрачная эмаль, немного напоминающая витражное стекло, так называемая «плик а жур», пропускающая свет. Инновационная техника эмали в те годы - заполнение стекловидной эмалевой массой промежутков металлического каркаса украшения, так, чтобы свет проходил насквозь.
Это очень красиво и создает некий эффект трехмерности, но зато и делает украшения тех лет очень хрупкими и ненадежными, из-за чего их сохранилось не так много.
Материалы ар-нуво - сочетания золота и серебра в одной вещи, слоновая кость, опал, гранат, аметист, лунный камень, жемчуг. Интересно, что ювелиры модерна часто уделяли оправе больше внимания, чем самому камню, камни лишь заполняли отведенные им промежутки в металле, создавая цветовые акценты.
Брошь-рыба с жемчугом неправильной формы и эмалью от Жорж Фоке
Частый декораторский прием - асимметрия и использование несовершенных случайных природных форм. Использование неправильной формы барочных жемчужин подчеркивало штучность украшений, каждое из которых создавалось художником-ремесленником вручную и будто бы в спонтанном вдохновении от попавшего в его руки несовершенного камня.
Асимметрия как прием дизайна в подвеске от Анри Вевер