Усмиренная в войнах 19-го века Персия, пребывавшая до 1920-х в состоянии раздробленного и изолированного государства, к середине 20-го века снова стала серьезным игроком на Востоке.
Отношения ее с северным соседом, Советским Союзом, нельзя было назвать безоблачными - хотя именно по территории Ирана доставлялась большая часть помощи по лендлизу во время войны, привлечь Иран к сотрудничеству союзникам пришлось силой.
Последний персидский шах, Мохаммед Реза Пехлеви, оказался на троне, когда в результате совместных военных действий Англии и СССР против Ирана в августе 1941-го был свергнут его отец.
Сталин, шах Мохаммед Реза и Молотов. Сталин познакомился с шахом Ирана (которому на тот момент было 24 года) во время Тегеранской встречи союзников в 1943 году
После войны конфликты Союзы и Ирана продолжились - Иран оказался первой страной, пожаловавшейся в ООН на агрессию другого государства, СССР. Но дипломатам удалось разрулить противоречия, и отношения двух государств стали в целом нейтральными.
Сталин был лично знаком с молодым шахиншахом («царем царей», как звучал титул правителя Ирана), чтобы задружиться с шахом, в 1950-м было решено пригласить Мохаммеда Резу на курортное лечение в одну из советских здравниц, Кисловодск.
Вторая свадьба шаха в феврале 1951 года стала поводом для вручения ценных подарков от Советского Союза
Однако у шаха было много дел - он как раз собирался второй раз жениться по большой любви на молоденькой дочке иранского посла в Берлине, Сорайе Бахтиари. Свадьба состоялась в 1951 году и была невероятно пышной - на невесте было платье от Диора с бриллиантовой вышивкой и перьями марабу и драгоценности с изумрудами.
Женитьба шаха оказалась хорошим поводом - из Советского Союза прислали очень ценные подарки. Американский президент ограничился хрустальной вазой, английская королева подарила антикварные подсвечники, но подарки Сталина были по-настоящему королевские - шуба для юной невесты и кабинетный телефон, инкрустированный якутскими бриллиантами.
Хрустальная ваза от американского президента и серебряные подсвечники от Елизаветы II - подарки шаху на свадьбу, хранившиеся потом в музее
К сожалению, в ходе исламской революции в Иране большинство вещей, связанных с изгнанным шахом, были уничтожены. Однако сохранились снимки свадебных подарков, выставленных в музее Тегерана, и среди них еще и две большие каменные вазы от Сталина, из малахита и бронзы.
Малахитовые вазы, подаренные в числе прочего Сталиным шаху в честь его второй женитьбы. Фото из сохранившегося каталога музея в Тегеране.
Вероятно, подарки сыграли свою роль в потеплении отношений между СССР и Ираном, и даже состоялся личный визит шаха Мохаммеда Резы и его жены Сорайи в Москву, уже при Хрущеве, в 1956 году. В тот раз Никита Сергеевич подарил шахине золотую брошь в знак добрососедских отношений между государствами.
Но буквально в этом же году на Востоке возникла конфликтная ситуация вокруг Суэцкого канала, и Советам потребовалось заручиться поддержкой Ирана. По проторенной дорожке решили зайти через личные подарки, причем не самому шаху, а его супруге.
Вторая жена шаха, шахиня Сорайя, была большой любительницей мехов. Есть ее снимки в норковых шубах, одну из которых прислали в качестве свадебного подарка от Сталина
Посольство СССР в Иране запросило, что Сорайя хотела бы получить, по ее запросу МИД предложил подарить шахине пелерину из соболя и серьги с изумрудами. Однако ЦК посчитал такой подарок слишком скромным и потребовал увеличить его стоимость.
В результате утвержденным на самом верху подарком стали шестьдесят шкурок ценного вида соболей, баргузинского, и платиновый браслет с бриллиантами.
Шах Мохаммед Реза Пехлеви и шахиня Сорайя на приеме в Москве в 1956 году
Сохранились документы хозяйственных служб: браслет обошелся казне в 28 тысяч рублей, а соболиные шкурки на манто - в 238 тысяч. С такими ценными подарками, СССР, конечно, мог рассчитывать на долгосрочное и выгодное сотрудничество с Ираном, однако вмешались семейные обстоятельства - шах и шахиня развелись.
А Сорайя потом написала в воспоминаниях, что страшное КГБ, вероятно, подслушивало ее разговоры с мужем и прислугой, потому что советские подарки совпали с ее желаниями.