В приключенческой литературе и кино понятия пират и корсар часто смешиваются как полные синонимы, но на самом деле в этих «профессиях» есть различие.
Пиратами издавна называли любых морских разбойников - промышлявших в открытом море или неподалеку от своих портов, нападавших на корабли или набегавших с моря для захвата рабов.
Пиратство однозначно считалось тягчайшим преступлением, любого, подозреваемого в пиратстве, немедленно казнили.
Но с развитием мореплавания и морской торговли появились и «легальные» разбойники, действия которых оказывались выгодными государствам, им покровительствующим. Особенное распространение это явление получило с 16-го века, когда множество кораблей ринулось на исследование недавно открытых земель и перевозкой добытых там сокровищ.
Каперское свидетельство, выданное во Франции в 1809 году
Это явление, каперство - легализованное пиратство, когда экипаж судна заключал с государством договор о нападении только на корабли враждебных держав с целью их грабежа. Экипаж такого судна получал «каперское свидетельство» и после этого переставал быть вне закона - в случае попадания в плен с каперами обычно обходились как с военнопленными.
Каперы - общее название «лицензированных» пиратов, корсары и флибустьеры - синонимы каперов, но с небольшими нюансами.
Флибустьерами называли каперов, действующих в Карибском бассейне - многочисленные мелкие острова-государства выдавали свидетельства-лицензии кому угодно по первому запросу. Корсарами чаще называли каперов в Средиземном море, причем изначально это были каперы-христиане против кораблей Османской империи.
Картина Чарльза Брукинга, на которой судно знаменитого английского капера капитана Уокера нападает на французские корабли в 1745 году
Выдача каперских свидетельств было для государств очень выгодным делом, особенно обогатились на этом Франция и Англия 16-18 веков, а Испания, чьи галеоны и подвергались обычно грабежу, стала тогда отправлять свои морские суда под военным конвоем.
Государство, выдавшее лицензию на морской грабеж, получало от трети до четверти награбленного - в сертификате была подробно описана вся процедура приемки и оценки добычи в конкретных портах. Также регламентировалась и судьба ограбленных судов и их экипажей - они были на положении военнопленных и чаще всего «сдавались» на берег в ближайшем порту, убивать их запрещалось.
Копия "Золотой лани", корабля самого успешного в истории капера Френсиса Дрейка
Выдача каперских свидетельств расцветала во время войн и считалась большой подмогой в военном конфликте, грабеж кораблей противника ослаблял враждебное государство и пополнял собственную казну. Однако и в мирное время всегда находились страны, простив которых не грех было выдать лицензию на грабеж их судов.
Самым известным капером в истории был, конечно, сэр Френсис Дрейк, которому сама королева Елизавета I пожаловала титул, и который стал самым богатым и респектабельным лицензированным пиратом своего времени. Даже кругосветное путешествие Дрейка в 1577 году было пиратской экспедицией, о чем имелось секретное соглашение с королевой.
Сцена посвящения Френсиса Дрейка королевой Елизаветой в рыцари многократно отражена в живописи
В соответствии с этим соглашением сэр пират должен был потрепать испанское судоходство у берегов Чили и Перу, что и было выполнено с впечатляющим успехом - только с одного захваченного галеона взяли 26 тонн серебра, четверть которого было отправлено в казну Альбиона. Френсис Дрейк был так доволен результатами своего вояжа, что из щедрости отпускал экипажи ограбленных судов, одаривая каждого небольшой долей их же отобранного ценного груза.
Есть еще синонимы к словам «корсар» и «флибустьер» - это приватир и буканир, слова означают ровно то же явление «пиратства в законе», но чаще употребляются в английской литературе. Слово «приватир», что у англичан просто свое название корсара, часто всплывало у нас в 1990-х, слово оказалось очень подходящим для бандитских переделов собственности.