Конечно, на самом деле знаменитый портрет молодой женщины называется «Неизвестная», но почти всегда эту картину называют «Незнакомка».
Вероятно, здесь наложилась «Незнакомка» Александра Блока, та самая, которая которая «дыша духами и туманами», хотя это стихотворение и написано намного позже, чем увидела свет картина Ивана Крамского.
Мы видим в этой картине очаровательную молодую даму, а вот современникам художника портрет казался скандальным. И «Неизвестную» не раз называли самым загадочным портретом русской живописи, поскольку личность барышни вызывала большой интерес.
Детальность этой небольшой картины поражает - выписаны чуть ли не стежки на одежде незнакомки
А скандальности в изображении незнакомки хватает: во-первых, она слишком модно и дорого одета. Во-вторых, она едет в коляске одна - а это неприлично (вспоминается, как порицалась Скарлетт О’Хара, которая осмелилась самостоятельно ездить на свою лесопилку, а это было всего за двадцать лет до картины Крамского).
Знатоки истории костюма сразу опознали в одежде Неизвестной остромодные в 1883-м году, когда появилась картина, вещи. «Шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, шведские перчатки из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами» (всенародный любимец Михаил Скобелев скончался в 1882-м году, и все, что связывалось со стилем «белого генерала» было очень популярным).
Муфта, перчатки, золотой браслет - все это остромодные аксессуары в 1883-м
Так много модных вещей одновременно даме из высшего света носить было неуместно, поскольку это намекало бы на ее легкомыслие, гонку за модой и слишком праздный образ жизни. Например, элегантнейшая императрица Мария Федоровна всегда заказывала платья по моде двухлетней давности - это было приличным и аристократичным, выглядело еще не старомодно, а скорее как привычная классика.
То есть, Неизвестная с картины - либо дама полусвета, актриса или содержанка, либо дочка «нового русского капиталиста», надевшая все лучшее сразу, либо слишком уж смелая аристократка.
И, поскольку образ аристократки, презревшей правила, слишком уж сильно бросался в глаза, в Неизвестной признали морганатическую супругу Александра II, с которой он обвенчался за год до своей смерти, в 1880-м.
Портрет морганатической жены Александра II Екатерины Долгоруковой кисти Константина Маковского (фрагмент картины)
Причем, версия, что на картине изображена именно Екатерина Долгорукова, в браке с императором получившая титул светлейшей княгини Юрьевской - самая известная и аргументированная. Хотя сохранилось множество фотографических снимков и портреты княгини, из которых понятно, что она русая блондинка со светлыми глазами, да и чертами не похожа на героиню Крамского.
Логика привязки Неизвестной к княгине Юрьевской следующая: художник сознательно изобразил женщину, которая призревает правила высшего света, но при этом взгляд ее истинно надменный и царский. Екатерина Долгорукова была именно той персоной, чье нарушение светских приличий было известно всем, но кто, тем не менее, оставалась в высшем обществе благодаря любви императора.
Современники с возмущением замечали, что Екатерина Михайловна прогуливается или ездит в одиночестве, и спокойно и недвусмысленно появляется вдвоем с императором - но остается его фавориткой, а значит, сам император позволяет ей так «неприлично» себя вести.
Нельзя сказать, что Екатерина Долгорукова похожа на "Неизвестную" Крамского (фото княгини 1880-х годов)
А художник Иван Крамской был любим императорской семьей и не раз писал портреты Романовых, например, Александра III, его матери и супруги. Вполне допустимо считать, что Александр II еще при жизни заказал знаменитому художнику портрет своей морганатической супруги, но удачное покушение и смерть императора нарушило эти планы.
При новом царе, Александре III, мать которого страдала от удачливой соперницы Долгоруковой, заканчивать портрет было неуместным, но бросать начатое было жаль. И художник написал молодую даму, заведомо не похожую на светлейшую княгиню, но с такими большими намеками, что все догадались.
Версия стройная, но, на мой взгляд, слишком романтичная - Иван Крамской имел хорошие заказы на портреты от Александра III, очень неприязненно относившегося к Долгоруковой. Не верится, что художник настолько ценил бы свою незаконченную работу, чтобы портить отношения с новым императором.
Этюд к картине "Неизвестная" - на нем дама одета попроще
Скорее, это действительно портрет великолепной Незнакомки, когда-то повстречавшейся художнику и глубоко его впечатлившей, ведь именно от большого впечатления рождаются подобные шедевры. Конечно, Крамской мог и не вспомнить детали внешности удивившей его барышни, запомнив главное - ее надменный и чуть насмешливый взгляд, но большому мастеру большего и не нужно.
И она действительно могла быть дамой полусвета, на содержании у какого-то знатного мужчины.
Интересно, что Павел Третьяков покупать «Неизвестную» в свою коллекцию отказался, хотя картина сразу была признана шедевральной. В собрание «Третьяковки» портрет попал уже после революции.
Портрет дочери художника Софьи Крамской, написанный в 1882 году
Есть версия, что натурщицей для портрета послужила дочь художника Софья Крамская, на момент написания картины ей как раз было 26 лет, возраст вполне соответствует изображенной даме (в отличие от Долгурукой, которой в 1883 году было уже 36). Софья не раз была моделью для картин своего отца, правда, мне сложно сказать, что она похожа на «Неизвестную», да и глаза у нее тоже были голубые.
Еще в версиях натурщиц фигурирует какая-то «крестьянка Матрена Саввишна», о которой не известно решительно ничего, кроме фантастического обстоятельства, что она якобы вышла замуж за дворянина из древнего титулованного рода Бестужевых. То есть это версия из разряда легенд, но при этом считается, что на существующем этюде к портрету изображена именно Матрена.
Актриса Мария Савина (1854 - 1915) в возрасте около 25 и 40 лет (в сценических костюмах)
А я в связи с именем этой фантастической барышни вспомнила одну довольно известную в конце 19-го века русскую актрису, Марию Гавриловну Савину, провинциалку, покорившую Санкт-Петербург и ставшую ведущей актрисой Александринского театра.
На момент появления картины ей было 29 лет, и внешне она очень даже похожа на «Неизвестную», у них обеих характерные чуть выпуклые большие темные глаза, темные волосы и выразительный нос. И, что интересно, Мария Савина была знакома с семьей художника.
Портреты актрисы Марии Гавриловны Савиной кисти Константина Маковского (слева) и Софьи Крамской
По крайней мере, дочь Крамского Софья, которая тоже стала художницей, написала портрет актрисы - значит, нельзя исключать, что именно Мария стала натурщицей и для «Неизвестной».
В 1883-м году Мария Савина была на пике своей славы, играла главные роли в драматических пьесах. И очень уж ее имя совпадает с непонятно откуда взявшейся «Матреной Саввишной».
Вот такая у меня версия, а вы, друзья, как думаете?