В 1814 году Александр I явился в Париж победителем, а низложенный император Наполеон был сослан на Эльбу.
Своей личной миссией Александр видел мирную Европу, эту идею он пронес через все свое царствование, хотя мирным его время назвать сложно.
Ради налаживания политических контактов Александр посетил бывшую супругу Наполеона Жозефину Богарне и проникся к ней глубокой симпатией.
Жозефина, светская львица и невероятно обаятельная даже в свои пятьдесят лет женщина, по желанию Наполеона сохранила после развода титул императрицы и оставила при себе роскошный дворец Мальмезон, где собрала огромную коллекцию картин и предметов искусства.
Хотя Наполеон и Жозефина развелись, они до самого конца поддерживали близкие и теплые отношения, детям Жозефины от первого брака были пожалованы высочайшие титулы, а сама Жозефина оставалась одной из влиятельнейших особ своего времени.
Так называемая "Камея Гонзага" (III в. до н. э., сардоникс), подарок Жозефины Александру - сейчас самая именитая античная камея из коллекции Эрмитажа
Александр I посещал Мальмезон и его хозяйку несколько раз. Конечно, никакого романа с Жозефиной, старше российского императора на 14 лет, сложиться не успело, но что-то похожее на нежную дружбу получилось сразу же. Александр гарантировал первой жене Наполеона покровительство и защиту, а она подарила ему редкую античную камею, созданную в 3-м веке до н.э.
Не желая оставаться в долгу, Александр в следующем визите подарил Жозефине одиннадцать крупных каплевидных бриллиантов - самый большой был огранен грушей, остальные бриолетами. Дорогой подарок был не только проявлением большой симпатии, но и заделом на долгое сотрудничество - сына Жозефины Александр рассматривал как одного из претендентов на правление Францией.
Картина художника Гектора Виже "Жозефина представляет Александру I своих детей" (1865 г.) - сидит Жозефина, позади нее двое ее взрослых детей от первого брака (Эжен и Гортензия), рядом - старшие внуки Жозефины
Однако, дружбе этих людей не суждено было длиться долго, вскоре после их знакомства Жозефина скоропостижно умерла. Говорили, что она простудилась, прогуливаясь с Александром I в слишком легких платьях, но на самом деле, как выяснили ее биографы, красавица уже была тяжело и хронически больна и не перенесла сильной простуды.
После смерти Жозефины бриллианты Александра достались ее сыну Эжену, которому Наполеон пожаловал титул вице-короля Италии. После падения Французской империи Эжен отказался от наполеоновского титула и стал графом Лейхтенбергским, владельцем небольшой общины в Баварии.
Из бриллиантов, подаренных Александром I фирмой Фаберже была изготовлена вот такая тиара
Бриллианты Жозефины хранились у династии Лейхтенбергских, пока в конце 19-го века из них не решили изготовить тиару. Исполнителем заказа стала фирма Фаберже, и это редкий случай, когда знаменитая ювелирная фирма взялась за тиару.
После Первой мировой тиара была продана бельгийской королевской семье, а в течение 20-го века еще несколько раз меняла хозяев.
В последний раз «Лейхтенбергская тиара Фаберже», как ее обычно называют, или «Тиара Жозефины», как ее назвали при изготовлении, была продана на аукционе в 2007-м году.
Покупателями ее, уплатившими два миллиона долларов, стала семья американцев, коллекционирующих изделия Фаберже, сейчас тиара выставлена в музее в американском Хьюстоне.