Почему двор русского царя считали самым роскошным в Европе

Dec 08, 2020 07:51



Царя Николая I не зря прозвали «палкиным» - он настолько не терпел беспорядка и чересполосицы, что даже придворных дам заставил носить своеобразную «форму», так называемое русское придворное платье.

Поэтому на полотнах, запечатлевших для потомков самые значимые дворцовые события, коронации и крупные приемы, бросается в глаза однообразно одетые дамы - и часто совсем не в духе моды своего времени. А они просто «в форме».

Сама идея придворного костюма вовсе не принадлежала Николаю Павловичу, он лишь посчитал эту опцию полезной настолько, что зафиксировал указом подробное описание, как нужно появляться при дворе. Разумеется, мужского костюма это тоже в полной мере казалось, но мужчины в форме - дело привычное, в отличии от дам.



Страницы из «Описания дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору», выпущенного в 1834 году  и регламентирующего отныне придворный стиль

Придворное женское платье в Российской империи имитировало русский национальный костюм, конечно, в том его рафинированном и идеализированном виде, в каком его могли представлять аристократы. Еще Екатерина II любила надеть платье «а ля рюсс», а после победы над Наполеоном патриотичный интерес к национальному стал колоссальным, поэтому произошла своеобразная «антипетровская» реформа костюма - теперь уже русский стиль одержал верх над европейским.

Главным атрибутом костюма был кокошник, но в дворцовом варианте он не закрывал волосы, а лишь венчал прическу дамы. Кокошник мог быть совершенно любым, из драгоценного металла или из шелка, украшенного вышивками, самоцветами или жемчугом. Уступкой русскому костюму, в котором убор должен был скрыть от посторонних волосы женщины, была прикрепленная к дворцовому кокошнику кисейная фата.



Два фрагмента картины Жоржа Беккера "Коронация Александра III", 1883 год. Все придворные дамы как одна в кокошниках

Платье, хоть и считалось похожим на русский сарафан, тоже было сильно стилизованной и полусказочной версией народной одежды. Платье состояло из верхней части, из цветного бархата, с шлейфом и длинными откидными рукавами и нижней части - из светлого атласа.

Весь подол, шлейф и вся передняя часть платья была покрыта золотым шитьем, причем узор был строго регламентирован  -  чаще всего, это «пшеница и виноградная лоза». Цвет платья тоже не мог быть случайным и зависел от статуса дамы: все фрейлины должны были носить красный бархат, высокопоставленные статс-дамы -  зеленый и так далее.



Страница из описания придворного платья с эскизом разрешенного узора для золотого шитья и фрагмент сохранившегося придворного платья с аналогичным узором: пшеница и виноградная лоза

Все эти нюансы были подробно прописаны в николаевском указе от 1834 года и при жизни Николая Павловича выполнялись строжайшим образом. Однако и после его смерти, до самой революции, традиция придворного платья сохранялась, и дело было не только в дисциплине и традициях.

Оказалось, что именно придворное платье придало русскому императорскому двору настоящий блеск, так, что европейские королевские дворы стали проигрывать ему в видимой роскоши. Торжественное, сшитое из дорогих тканей и золота платье оказалось очень удачным вариантом, который подходил большинству придворных дам и создавал блестящую «массовку», неизменно поражавшую иностранных гостей.



Русские придворные платья (начало 20-го века) из музея "Метрополитен"

Кроме того, такое платье оказалось легко адаптировать под текущую моду, с годами немного расширялись или сужались юбки, менялась глубина декольте, ширина рукава, все это позволяло придворным дамам не выглядеть старомодными и надевать адекватный фигуре и возрасту личный вариант платья.



Статс-дама времен Николая II Мария Михайловна Голицына

Стоило придворное платье, с его тяжеленным золотым шитьем, умопомрачительных денег, так что казна брала на себя пошив платьев фрейлинам императрицы и великих княжон, которые и составляли основную роскошную массу на приемах. Потому и выглядел русский двор роскошнее остальных - никто не мог прийти в неуместной, бедноватой или скромной одежде, все были одинаково блестяще и дорого одеты, пусть и не все за свой счет.

Чем дальше от Николая I, тем больше вольностей проявлялось в придворных дамских платьях, но в целом до самой революции сохранялся уникальный стиль русского царского двора.



Императрицы тоже носили "придворные платья": Александра Федоровна, супруга Николая I и Мария Федоровна, жена Александра III

традиции, история костюма

Previous post Next post
Up