В одном из своих интервью Вадим Титов («Машинки творения») признался, что это Джулия Дональдсон и ее «Груффало» сделали из него издателя. Он удивился, что такую интересную и популярную книгу до сих пор не издали на русском языке и решил действовать сам.
Что же такого должно быть в книге, чтобы ради нее захотелось создать издательский дом?
На самом деле в основу сюжета легла китайская народная легенда о девочке и тигре, но так как автору понадобилась рифма к слову know («Silly old fox, doesn’t he know, there’s no such thing as a…»), место тигра занял выдуманный персонаж Gruffalo. Ему противостоит мышонок, который раз за разом спасается от опасности с помощью собственной фантазии и смекалки. Классический сказочный сюжет, который учит тому, что безвыходных ситуаций не бывает, особенно если мыслить креативно.
Джулия Дональдсон придумала замечательную историю в стихах, а Марина Бородицкая талантливо ее перевела. Стихи легко ложатся на язык и быстро запоминаются:
Гулял мышонок по лесу, и вдруг сова летит,
А у совы, как водится, отменный аппетит.
- Летим со мною, лёгонький, летим ко мне в дупло,
Там стол обеденный накрыт, там сухо и тепло.
- Простите, бабушка Сова, - мышонок пропищал, -
Я пообедать с Груффало сегодня обещал.
- Какое ещё груффало? Мышонок, ты о ком?
- О, это очень крупный зверь, я с ним давно знаком:
Ножищи, как столбы! На них когтищи в ряд!
И бородавка на носу, а в бородавке - яд!
- А где вы с ним встречаетесь?
- Вон там, за ручейком.
Он, кстати, очень любит сов. Тушёных, с чесноком.
Проиллюстрировал историю о Груффало художник Аксель Шеффлер - его яркий и запоминающий стиль сделал книги Дональдсон узнаваемыми. На мой взгляд, у него Груффало получился впечатляющим, но не жутким. Самое то!
А вот Папмамбук предлагает взглянуть на сказку с другой стороны - как на лекарство от детских страхов:
Итак, притягательность Груффало как персонажа в том, что он олицетворяет собой детские страхи. Не удивительно, если дети будут его рисовать. Как неудивительно, что многие дети именно с этой целью нуждаются в «страшных игрушках» - монстрах и динозаврах. Обзаведясь целой армией «аморальных существ», ребенок интуитивно «приручает» свой страх, учится с ним договариваться. Но сказка, в отличие от игрушечной промышленности, идет гораздо дальше. Она находит страху реальный противовес. Страшилищу противостоит крошечный мышонок - персонаж, с которым ребенок легко отождествляется, в первую очередь, в силу размеров и своего уязвимого положения, видимой беззащитности.
Что важно здесь для ребенка? Маленький способен противостоять большому, со страхом можно бороться - выдумкой, фантазией. А это как раз он умеет. То есть не все потеряно! Столкновение со страшным может иметь счастливый конец. Подробнее можно почитать по
ссылке Произведение Джулии Дональдсон стало обладателем многочисленных наград: так, например, по британским опросам 2010 года, «Груффало» занял первое место в списке самых любимых детских книг. А в 2009 году вышел мультфильм The Gruffalo, который получил номинацию на премию Оскар.