Dec 13, 2012 13:14
Известно, что с 2010-го года китайское правительство создаёт большие препятствия на пути проникновения иностранных граждан в платные общественные интернет-заведения. Правительство требует, чтобы интернет-кафе пускали граждан лишь по удостоверению китайца (шэньфэньчжэн; наверно многие посетители Китая поневоле запомнили это слово), и требования эти иногда исполняются. Так, в период открытия Дома для всех в Куньмине на нашей улице, метрах в ста, обнаружилось интернет-кафе, куда легко пускали иностранцев по чужим удостоверениям, специально сложенным для этой цели в отдельном ящике. Так продолжалось долго, но стоило А. Кротову покинуть наш дом, как настроение интернетных начальников изменилось, и в несколько этапов интернет-кафе успешно выдавило нас, иностранцев, из себя.
Но разве мог я это так оставить? Нет, не мог.
- Что делать иностранцу, не имеющему шэньфэньчжэна и страждущему попасть в платный интернет? - воскликнул я недавно, обращаясь к какому-то практически случайному китайцу.
- Ступай в КГБ и сделай себе шэньфэньчжэн! - внезапно ответствовал китаец.
Я был огорошен. Вот это мысль! А китаец не остановился и выдал местонахождение КГБ-шного отдела, занимающегося выдачей таких документов. И в ближайший рабочий день я покатил по указанному адресу, заготовив чекистам ряд вопросов!
Что же было дальше? Затюканная, но очень дружелюбная отвечательница на вопросы в справочном отделе КГБ (прямо на улице, хоть и под крышей; и к нему выстроилась в очередь толпа китайцев, каковую очередь я нагло обошёл) сообщила, что иностранец не может получить шэньфэньчжэн никогда и ни за что. Однако проблема недоступа иностранцев в интернет-кафе была ей знакома, и она, спеша избавиться от меня и перейти к разъяснению вопросов накопившихся китайцев, отправила меня в соседнее отделение ментовки, где я как раз был накануне, в нерабочее время, и выяснял местонахождение КГБейки. Тётка посоветовала вызнать от ментов, какое госучреждение ведает интернет-заведениями, и уже адресно озадачить своей проблемой именно это учреждение. Я напирал, что проблема не моя отдельная, а всех иностранцев в Китае, и тётка этому сочувствовала, всё понимая.
Замечу, что всё это происходило в отдалении от Дома для всех, на юго-западе центра города, и правильно - нечего лишний раз мозолить глаза властям прямо там, где живёшь.
Менты не вступили в противоречие с чекистами: шэньфэньчжэн, в самом деле, положен только гражданам КНР (и то, замечу от себя, не всем). Дружелюбный мент стал вызванивать некое высокое начальство (и, по совпадению, это оказалась та самая контора, куда я утром того же дня сдавал паспорт на новую визу КНР!) и, вызвонив, вызнал важнейшие сведения, достойные отдельного абзаца. Вот эти сведения, сообщённые ментом.
Идя навстречу пожеланиям офигевших от безынтернетности иностранцев, полиция распорядилась НЕКОТОРЫМ интернет-кафе всё-таки пускать их в себя! Такие заведения называются чжидин-ванба (избранные интернет-кафе) и внешне никак не отличаются от остальных (наверно, подумал я, они и сами не знают, что входят в число избранных - и был недалёк от истины). Изыскивай таковые заведения среди обычных, сказали мне менты, и обретёшь счастье (это я перевожу с ментовского китайского на кротовский русский, конечно). В качестве бесплатного приложения менты выдали мне ОЧЕНЬ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ инструкции, где в их районе (напоминаю, это был не наш район) найти два таких кафе, и я потратил пару часов, чтобы найти хотя бы одно.
Поиск и сам по себе был прикольным процессом. Так, в одном интернет-кафе мне попался местный начальник, который хоть и отказал в интернете, зато незамедлительно позвонил в инстанцию (так я узнал, как называется инстанция! ванъань-дадуй она называется, «бригада сетевой безопасности» - о как!), и там ему ответили, что его заведение - нет, не чжидин, а вот соседнее - как раз-таки чжидин (избранное). И я уже окрылился этим, потому что успел обойти столько заведений и получить столько разновидных отказов, что вообще.
В указанном заведении тоже сидел начальник, и вот дела! Он даже не стал слушать, что я ему говорю, а достал из ящика левый шэньфэньчжэн и вписал меня в интернет! Вот блин, подумал я, коррупционер выискался, говорили же мне, что в чжидин-ванба пускают иностранцев по паспорту - а этот на неприятности нарывается. Но безропотно сел за комп, потому что немного изголодался по интернету. Когда же всё сделал, наконец, что хотел, то опять пошёл к начальнику (тот уж думал, что иностранец от него отвязался) и узнал, узнал, что чжидин-ванба - мероприятие, судя по всему, отнюдь не официальное, потому что ему менты устно разрешили пускать иностранцев по левым шэньфэньчжэнам!
В завершение этой грустной истории скажу, что в нашем районном отделении милиции существование чжидин-ванба вроде бы признали, но самих таких заведений у нас не имеется. Так что Дом для всех в Куньмине как был малоинтернетен, так и остался - во всяком случае, для тех, кто не может откуда-либо тырить вайфай на свой ноутбук. Всё.