Сегодня современные велосипеды относительно надежны, но, тем не менее, необходимо периодически смазывать его узлы и места соединения, следить за его техническим состоянием (менять особо подверженные износу детали: цепь, кассету и передние звезды).
Ремонт велосипеда - не такая уж и сложная задача, как ремонт автомобиля, тем не менее, ваш железный конь будет частенько требовать ремонта и ухода. Хотя, конечно, не для всех - кто-то может целыми днями и ночами возиться с велосипедами, получая от этого удовольствие (как, к примеру, некоторые мастера из веломагазинов). Мы не будем рассказывать вам о всех премудростях настройки переключения скоростей (проще сходить в специализированную мастерскую, которая есть практически при каждом магазине), но есть банальные вещи, которые должен знать и уметь делать каждый велосипедист - подтянуть тормоз, выправить “восьмерку”, заклеить колесо… Это сэкономит деньги, время, а также не даст вам попасть в ловушку в дороге, на даче или просто в дали от цивилизации.
Для простого ремонта вам понадобится универсальный ключ, который можно приобрести практически в любом веломагазине за 200~300 рублей.
Итак, что же должен знать и уметь велосипедист:
Подтянуть тормоз велосипеда.
У основания ручки тормоза присутствует фигурная гайка, а на ней колесико. Для того, чтобы сделать тормоз более упругим, надо выкрутить гайку и зафиксировать колесиком, которое находится на ней. Для ослабления проделать эту же операцию, только наоборот. Но это на ранней стадии, если выкручивать уже некуда, то находим тормозные колодки (у обода колеса), там есть крепление тросика - ослабляем гайку. После ослабления гайки, тянем тросик на себя и затягиваем винт.
Выправить “восьмерку”.
Для данной операции необходим специальный ключ для спиц (плоскозубцами пользоваться не рекомендуем, таким образом легко испортить спицы). Операция выправления “восьмерки” несколько сложнее предыдущей и требует времени. Но уметь делать это - необходимо (не всегда, получив “восьмерку”, вы сможете найти мастера).
- Для начала фиксируем велосипед так, чтобы можно было вращать регулируемое колесо.
- Находим, куда отклоняется обод. Если он отклоняется, к примеру, влево, то ослабляем на том месте левые спицы, и подтягиваем те, что справа. Если обод отклоняется вправо, то наоборот: ослабляем правые спицы, а затягиваем левые.
Но этот метод подходит лишь для исправления небольшой “восьмерки”. Если она большая, то данный способ, скорее всего, не поможет и вам придется сходить в мастерскую, где вам помогут или посоветуют, что делать в конкретной ситуации.
Заклеить камеру.
Для заклейки камеры необходима велоаптечка (ее в дороге иметь обязательно). При проколе камеры нужно делать следующее:
- Перед тем, как снимать колесо, не забудьте освободить его от тормоза.
- Теперь нужно снять колесо (у горных велосипедов, обычно, они откручиваются специальной гайкой с ручкой - эксцентриком).
- Затем снимаем покрышку с камерой (не забудьте открутить колпачок нипеля).
- Вытаскиваем камеру и надуваем ее (с помощью насоса) - теперь дырка видна.
- Замечаем место прокола и спускаем воздух.
- Зачищаем место прокола специальным наждаком, имеющимся в аптечке. Наносим клей на заплату (выбранную по размеру) и на место прокола камеры.
- Даем высохнуть минуты две, и накладываем заплату на камеру так, чтобы дырка оказалась посередине заплаты.
- Зажимаем место наложения заплаты пальцами и ждем 5-7 минут. Кладем под гнет на 24 часа
- Надуваем, проверяем - нет ли еще проколов (при обнаружении - выполняем с ними описанное выше).
- Проверяем внутреннею часть покрышки на наличие посторонних предметов (которые могли попасть туда во время прокола и которые могут вызвать повторный прокол).
- Все нормально - спускаем камеру, вставляем ее в покрышку, надеваем все это на обод.
- Ставим колесо на велосипед (не забудьте прикрутить) и возвращаем тормоз в нормальное положение.
- Накачиваем камеру и едем дальше!
Цепь спадает с звездочки:
Чтобы установить цепь на место необходимо изначально поднять вперёд и вверх рычаг заднего переключателя, затем цепь установить на звёздочки кассеты: на маленькую переднюю звездочку, после чего на самую маленькую. Следующим шагом станет установление на монетках соответствующей передачи. Далее что от вас требуется это проверить исправность велосипеда - для этого следует приподнять заднее колесо, вращая педали, цепь должна встать на звёздочки, и передачи должны быть в порядке, т.е. переключаться правильно.
Вот, в общем-то и все, что нужно знать велосипедисту для обеспечения оперативного ремонта своего велосипеда, в ситуации когда профессиональных мастеров и мастерских поблизости нет.