Далеко не все поклонники советского кино знают, кто такой Ярополк Лапшин. "От забытого всеми и неизвестного" - примерно такого содержания автограф он однажды дал почитательнице своего таланта уже в конце жизни.
А ведь он - замечательный режиссёр, и фильмы его были популярны и любимы. Самый лучший, наверное, "Угрюм-река", но о ней, и о её новой версии - в конце публикации.
Лапшин, пожалуй, был единственный режиссёр такого уровня, работавший не в Москве, Ленинграде, Киеве или Одессе, а в Свердловске. Именно на Свердловской киностудии Ярополк Леонидович снял все свои фильмы.
Молодой Ярополк Лапшин. Фото из архива Романа Серова, источник: kino-teatr.ru
Сегодня - сто лет со дня рождения лидера уральского кино. Сам Лапшин был не с Урала, он родился в Новомосковске (УССР), а в десять лет переехал с родителями во Владивосток. Там и начался творческий путь Ярополка - он два года проработал в ТЮЗе Владивостока, причём ещё будучи школьником. Может, он и дальше бы работал в театре, но родителей Лапшина репрессировали, младшего брата отправили в детдом... А Ярополк уехал к родственникам в Подмосковье, и уже там задумался о кино... Поступил во ВГИК, и после распределения попал в Свердловск, где и прожил большую часть своей жизни.
Среди режиссёрских удач Ярополка Леонидовича - драмы "Пора таёжного подснежника", "Назначаешься внучкой", "Продлись, продлись, очарованье" и другие. Но славу ему принесли исторические, масштабные фильмы-эпопеи. И первой такой работой стала та самая "Угрюм-река", снятая по роману Вячеслава Шишкова. За ними последовали "Приваловские миллионы", "Дым отечества" и "Демидовы" (этот фильм режиссёр особенно ценил). Эти фильмы - культурное достояние.
Е.Евстигнеев. Я.Лапшин и А.Лазарев на съёмках фильма "Демидовы". Источник: skekb.ru/dom-kino24/zvezdy/yaropolk-lapshin
Последними фильмами Лапшина стали "На полпути в Париж" и "Сель".
В 2006 году Лапшин продал квартиру в Свердловске и переехал вместе с женой в Дом ветеранов кино. Там они и доживали тихо последние годы своей жизни, в двухместном номере с видом на лес... Несмотря на тот автограф, о котором я написал в начале статьи, он, хоть и жил закрыто, но не был совсем уж забыт. Лапшиных навещали Евгений Миронов, Людмила Чурсина... А вот журналистов он не привечал.
В 2011 году Ярополк Лапшин похоронил жену, Ларису Козлову, которая была редактором на всех его фильмах. Без супруги он жить не смог, и вскоре его самого не стало...
Ярополк Лапшин с супругой. Фото из архива Романа Серова, источник: kino-teatr.ru
P.S. А теперь вернёмся к заголовку.
В год столетия Ярополка Лапшина на телеэкраны выходит новая версия "Угрюм-реки". Скоро - премьера на Первом канале. Режиссёр - Юрий Мороз.
Нет, это не ремейк фильма Лапшина, это новая экранизация романа Шишкова, с другими акцентами. Но все, кто помнят старую киноленту, неизбежно будут сравнивать эти два фильма. И особенно - актёров. И в первую очередь - Анфис.
Юлия Пересильд, играющая Анфису, возможно, не самая плохая актриса, да и вполне симпатичная. Но Людмила Чурсина была настолько великолепна и по внешности, и по игре, что по такой героине действительно можно было с ума сойти! И другую Анфису представить сложно.
Но Пересильд - это ещё ничего. А вот вторую главную героиню, жену Прохора, играет молодая жена Константина Эрнста, Софья Эрнст. Тут без комментариев.
Роман Мадянов и Софья Эрнст на съёмках. Фото: Анна Митрохина/Русский проект
Впрочем, что сейчас об этом говорить - пусть сначала покажут, а там уже надо смотреть...
А может, и не надо...
P.P.S. Светлая память Ярополку Леонидовичу Лапшину!
Источники: spb.kp.ru/daily/24513/663273/
2queens.ru/Articles/Kinoteatr-Rezhissery/YAropolk-Lapshin-tihij-i-nezametnyj-no-velikij-rezhisser.aspx?ID=2974
kino-teatr.ru/kino/director/sov/23144/forum/f3/