Сегодня - день рождения величайшего комедийного режиссёра - Леонида Иовича Гайдая. Но вспомнить я хочу не режиссёрские работы мастера, а актёрские!
Дело в том, что начинал свой творческий путь Леонид Гайдай как актёр.
С детства Лёню влекло творчество.
Сначала была музыка. Гайдай хотел играть на скрипке, но детский вариант этого инструмента в Иркутске не нашёлся. Тогда Лёня сделал скрипку самостоятельно - по чертежам из журнала. Струны делал из волос хвоста соседской лошади. Но играть на самодельном инструменте не получилось... Зато после этого Гайдаю купили балалайку, и с ней его приняли в музыкальный кружок при школе. Кроме балалайки, Гайдай учился там играть на гитаре, домре и трубе.
Источник фото: carter38.livejournal.com/249035.html
Увлекался Гайдай и кино, особенно любил фильмы Чаплина. А в старших классах полюбил театр, и записался в драматический кружок при городском доме культуры.
С театром Гайдай и решил связать свою жизнь. Но когда он окончил школу, началась война. Лёня вместе с другими пацанами-одноклассниками пришёл в военкомат, чтобы отправиться на фронт. Но их не взяли - тогда брали тех, кому исполнилось 19. Гайдай пока устроился рабочим сцены в Иркутском театре. Как раз в 1941 году в Иркутск была эвакуирована труппа Московского театра Сатиры, и Гайдай имел возможность наблюдать за столичными звёздами. Через полгода его всё же призвали на фронт.
На войне Гайдай пробыл до 1943 года, пока не подорвался на мине. Ногу хотели ампутировать, но будущий мэтр уговорил оставить её - ведь он не оставлял надежду стать актёром, а безногих артистов не бывает...
Хромой солдат вернулся домой, в Иркутск. С 1944 года Гайдай стал учиться в театральной студии при Иркутском театре. Причём поначалу его не хотели принимать - из-за хромоты и дикции (он не выговаривал некоторые буквы). Но Гайдай был очень упрямым человеком - он стал заниматься с логопедом и ходить на гимнастику, и в итоге поборол свои недостатки.
Студию он закончил и был принят в состав театра, причём сразу получил множество ролей. Он играл и Земнухова в "Молодой гвардии", и Солёного в "Трёх сёстрах", и Винченцио в "Укрощении строптивой", и многих других.
Но работа его не совсем удовлетворяла. Его влекла режиссура.
Он вспоминал:
"В театре был и мой первый режиссёрский опыт. В "Госпоже министерше" я ставил сцену драки. Понравилось. Решил учиться этому делу, поехал в Москву поступать в ГИТИС. О кино я тогда почти не думал. Но случилось так, что ГИТИС для меня оказался недоступен из-за наработанной актёрской школы. А я уже из театра уволился... Ну,думаю, была не была - пойду в кино. Сдал экзамены во ВГИК. И не пожалел".
На режиссёрском факультете ВГИКа актёрские навыки Гайдая пригодились. Он участвовал в разных отрывках, и на него обратили внимание мэтры кино того времени - Иван Пырьев и Борис Барнет.
У Пырьева уже тогда была мысль экранизировать "Идиота" Достоевского, и на роль князя Мышкина взять Гайдая. Эти планы не осуществились - "Идиота" Пырьев снял, но чуть позже, и с другим актёром (Юрием Яковлевым). Зато Пырьев во многом помогал начинающему режиссёру.
А Барнет пригласил Гайдая на одну из ролей в фильме "Ляна" (1955). Так Леонид Иович впервые появился на экране. На этой картине он был и режиссёром-стажёром.
Л.Гайдай и Р.Муратов в фильме "Ляна" (1955)
Через несколько лет, когда Гайдай уже стал режиссёром, у него случилась вторая роль в кино, эпизодическая - красный командир Науменко в картине Александра Алова и Владимира Наумова "Ветер".
Леонид Гайдай в фильме "Ветер" (1958)
В своих фильмах Гайдай снимался редко. А если снимался, то никогда не вставлял свою фамилию в титры.
Первый случай - эпизодическая роль изобретателя в "Трижды воскресшем" (1960). Так пишут все источники, но лично я в этом не уверен. Посмотрите на этого изобретателя - что-то на Гайдая он не очень похож. Если вдруг эту статью прочитает кто-нибудь, кто знает творчество Гайдая лучше меня, то внесите ясность, пожалуйста, с этим фильмом!
Кадр из фильма "Трижды воскресший". Мне кажется, что это не Гайдай.
Следующее появление Леонида Гайдая в кино было самым интересным. Это был короткометражный фильм Мэри Анджапаридзе (матери Георгия Данелия, с которым Гайдай дружил) "В пути" (1961).
Интересен он тем, что здесь снялась вся семья Гайдая!
Нина Гребешкова играла пассажирку поезда с ребёнком, которую на вокзале встречал муж, который был ей супругом и на экране, и в жизни. А роль ребёнка, мальчика Васи, досталась девочке Оксане - дочери Гайдая и Гребешковой!
Этот фильм есть в сети, есть и отдельно отрывок с Гайдаями - если интересно, посмотрите!
Click to view
В тот же период началось золотое время режиссёра Гайдая, и первым звёздным фильмом стал "Пёс Барбос и необычный кросс". В нём Леонид Иович сыграл... медведя! Был такой эпизод - троица пробегает через шалаш в лесу, и Трус выбегает из него без штанов. Из шалаша выходит медведь с штанами Труса.
Настоящего медведя снимать не разрешили - бюджет короткометражки не предусматривал зарплату дрессировщика и инженера по технике безопасности. Тогда Никулин принёс из цирка шкуру медведя, которую использовали для представлений. В неё влез Гайдай и сыграл зверя. Но при монтаже он медведя вырезал - смотрелось неправдоподобно. А шалаш остался, и почему Трус выбежал из него без штанов - непонятно.
Есть легенда, что в следующем фильме, "Самогонщики", была вырезана такая сцена. Бывалый, надышавшийся парами самогона, смотрит в окно и видит, что вместо снега с неба падают банкноты. И видит свою жену, которую сыграл... Гайдай.
Честно говоря, я в этом сомневаюсь - по-моему, эта сцена никак не вписывалась бы. Но спорить не буду.
А вот с теми, кто утверждает, что Гайдай сыграл в "Напарнике" персонажа, произносящего легендарную фразу: "Огласите весь список, пожалуйста!" - вот с этими спорить нужно! Потому что это - точно не Гайдай! Это - непрофессиональный актёр Олег Скворцов (но в титрах его нет).
Это - не Гайдай. а Олег Скворцов!
Позже Гайдай засветился в "Бриллиантовой руке". Играл руками и ногами - причём в прямом смысле! Он сыграл руку, которая хватает за нос Козодоева в его кошмарном сне, и ноги алкаша, которого Горбунков принимает за труп.
Рука и ноги Гайдая в фильме "Бриллиантовая рука"
Ногами Гайдай поиграл и в следующем фильме - "12 стульев". В сцене, когда Воробьянинов и отец Фёдоров пинают друг друга ногами, на крупных планах ноги не Сергея Филиппова, а режиссёра.
С "12 стульями" связана лучшая работа Гайдая как актёра.
Роль Коробейникова должен был играть Эраст Гарин, но перед съёмками у него случился инфаркт. И Гайдай решил, что роль сыграет сам. Вот в этом случае жаль, что в титрах его нет, ведь роль сыграна блестяще!
А Эраст Гарин в этом фильме всё же снялся - в эпизодической роли театрального критика.
Леонид Гайдай и Михаил Пуговкин в фильме "12 стульев"
Следующее появление Гайдая на экране было в картине Якова Сегеля "Риск - благородное дело". Главный герой фильма - бывший спортсмен, ставший каскадёром в кино. Некоторые мастера кино сыграли в этой работе самих себя - Рязанов, Моргунов, Овчинникова, Каневский, Леждей. Себя играл и Гайдай - мелькнул в роли режиссёра. Вот только снимал он в кадре явно не комедию!
Леонид Гайдай в фильме "Риск - благородное дело"
Последняя роль, сыгранная Гайдаем - сумасшедший игрок казино в его последнем фильме "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Судя по всему, игрок проигрался, сошёл с ума, сотрудники казино его выносят, а он дёргает за оторванную ручку игрового автомата и поёт: "Люди гибнут за металл".
Это была своеобразная самопародия Гайдая - он под конец жизни увлекался игрой на "одноруких бандитах".
Последняя роль и последний фильм.
Таковы роли (и просто появления) Гайдая в кино.
Спасибо всем, кто досмотрел и дочитал.
Вечная память великому человеку!
Источники: книга "Гайдай Советского Союза" (авторы М.Пупшева, В.Иванов, В.Цукерман), телефильм Г.Скороходова "В поисках утраченного".
Приглашаю посетить мой канал на
Дзене!