Кто придумал идею "Пса Барбоса"?

Oct 30, 2019 17:38



Короткометражная комедия "Пёс Барбос и необычный кросс" положила начало эксцентрическому стилю режиссёра Леонида Гайдая и стала первым фильмом с главным кинотрио СССР - Вициным, Никулиным и Моргуновым.

Снята она по фельетону Степана Олейника, опубликованному в газете "Правда".

По поводу того, кто его прочитал первым, версии разнятся. Слышал, что сначала прочёл Иван Пырьев и посоветовал Гайдаю снять короткометражку, слышал также, что сам Гайдай прочитал фельетон, копаясь на чердаке в газетах, и загорелся идеей.

Как выяснилось позже, идея с людьми, убегающими от собаки с динамитом, новой не являлась.

Оказывается, в 1921 году был снят комедийный фильм "The Lucky Dog", где такой момент с псом уже обыгрывался. Впрочем, момент был эпизодичен. И браконьерства тут не было, только собака с динамитом.

image Click to view



А вот в рассказе австралийского писателя Генри Лоусона "Заряженная собака" ситуация с браконьерами, динамитом и псом была уже описана почти идентично тому, что потом было в фельетоне и фильме. На родине писателя рассказ был настолько популярен, что собаке с динамитом даже памятник установлен!



Рассказ написан в 1899 году и вошёл в сборник "Джо Вильсон и его товарищи" (1901).

И через несколько лет этот момент появляется в рассказе другого писателя, и автор этот - не кто иной, как всемирно известный Джек Лондон!
Рассказ называется "Лунный лик", вот только смешного в нём ничего нет. Герой, от имени которого ведётся повествование, ненавидит некоего Джона Клэверхэуза, причём ненавидит беспричинно. Он отравляет его собаку, поджигает его скирды и доводит несчастного Джона до разорения. Джон, впрочем, всё равно остаётся жизнерадостным человеком, чем бесит героя, и он решает Клэверхауза убить, и убить артистичным способом. Зная, что Клэверхэуз балуется браконьерством, рассказчик купил пятимесячную собаку, и стал тренировать её приносить вещи, бросаемые в воду. Когда он был удовлетворён результатами дрессировки, то подарил эту собаку Джону.
Всё пошло по плану. В момент, когда Джон бросил палку со взрывчаткой, чтобы глушить форелей, Беллона (так звали собаку) бросилась в воду и принесла её новому хозяину. И Беллона, и Клэверхэуз погибли.
А коварному рассказчику, конечно, ничего не было. Формулировка смерти Джона Клэверхауза - "Смерть от несчастного случая во время противозаконной рыбной ловли".

Возможно, Гайдай читал и этот рассказ - Джека Лондона издавали всегда активно. Во всяком случае цитата из рассказа: "на том самом месте, где стояли человек и собака, не оказалось ничего: только огромная яма в земле" немного напоминает этот кадр:



Бывалый после взрыва висит на дереве, Трус - под деревом, а вместо Балбеса - как раз яма в земле...

Так что до Гайдая собака с динамитом появилась в четырёх произведениях, как юмористического, так и трагического характера, и только одно из них (фельетон Олейника) указано в титрах. Кто у кого что позаимствовал - уже не разберёшь.

А с другой стороны, так ли это важно? Например, "Сказка о мёртвой царевне" Пушкина по сюжету совпадает с "Белоснежкой", но это - авторская сказка Пушкина, написанная его неповторимым языком. Да и сюжеты других сказок в основном заимствованы.

Так и с "Псом Барбосом". Сюжет не нов, но главная-то "фишка" "Необычного кросса" вовсе не ситуация с собакой, а рождение нового киноязыка и потрясающие маски-характеры, найденные Леонидом Гайдаем! Переросшие из фельетона в лучшие советские комедии!

И нашему псу Барбосу, кстати, тоже есть памятник! В Иркутске, вместе с Гайдаем!



Оригинал статьи - на моём канале в Дзене.

кино, литература, Гайдай

Previous post Next post
Up