От царской пропаганды до мира без победы. Любопытные диалоги из «Школы» Гайдара

Jan 22, 2024 08:00







Аркадий Гайдар - личность неоднозначная. С одной стороны - кровавый красный командир, чрезмерную жестокость которого пугала даже коллег. С другой стороны - замечательный детский писатель. Если отбросить идеологическую составляющую, характерную для того времени, нельзя не отметить, что его литературный язык прекрасно подходит для детей и подростков. Гайдар писал увлекательно, лаконично, доходчиво, и по праву считался одним из лучших писателей советской детской литературы.

Например, «Судьба барабанщика» можно назвать отличным детективом для юношества, причём с затрагиванием темы осуждённых родителей. «Чук и Гек» - путешествие по тайге глазами маленьких детей. Но в этой статье я хочу поговорить о другом произведении Гайдара, самом масштабном и самом автобиографичном - «Школе». А приурочена статья к 120-летию со дня рождения писателя - он родился 9 (22 января) 1904 года.



Недавно я листал страницы «Школы», и отметил моменты, на которые когда-то не обращал внимания. Последний раз я читал это произведение, когда и сам был школьником. Что я запомнил тогда? Больше нравилось начало, рассказы о жизни и учёбе в гимназии Бориса Горикова, главного героя. Плоты, ловля птиц приятелем Тимкой - юным орнитологом... Запомнилась история с отцом Бориса, дезертировавшим с первой мировой войны и расстрелянным за это. Первая революция, побег из дома, вступление в Красную армию, становление характера...



Фото автора. Книга из личной библиотеки

Теперь же внимание больше привлекают диалоги о той самой, первой мировой войне. Потому что похожие разговоры могут быть и сегодня, хоть и прошло более ста лет.

Например, Борис заводит разговор о мировой войне с матерью, но она не очень хочет поддерживать милитаристскую тему.

- Мал еще. Подрасти немного… Ну, воюют и воюют. Тебе-то какое дело?
- Как, мам, мне какое дело? А если германцы нас завоюют? Я, мам, тоже об ихних зверствах читал. Почему германцы такие варвары, что никого не жалеют - ни стариков, ни детей, а почему же наш царь всех жалеет?
- Сиди! - недовольно сказала мне мать. - Все хороши… Как взбесились ровно - и германцы не хуже людей, и наши тоже.

Мать не хочет ни осуждать, ни оправдывать какую-либо из сторон. Она не испытывает к врагу ненависти, из-за войны у неё забрали мужа...

Но Борис так думать не может, он видит ситуацию чёрно-белой, без полутонов. Тем более, что уже тогда профессионально делала своё дело пропаганда.

Мать ушла, а я остался в недоумении: то есть как это выходит, что германцы не хуже наших? Как же это не хуже, когда хуже? Еще недавно в кино показывали, как германцы, не щадя никого, всё жгут - разрушили Реймсский собор и надругаются над храмами, а наши ничего не разрушили и ни над чем не надругались. Наоборот даже, в том же кино я сам видел, как один русский офицер спас из огня германское дитя.



Леонид Харитонов в роли Бориса. Кадр из фильма "Школа мужества" (по мотивам "Школы" Гайдара)

Также думают и другие дети.

Федька согласился со мной:
- Конечно, звери. Они затопили «Лузитанию» с мирными пассажирами, а мы ничего не затопили. Наш царь и английский царь - благородные. И французский президент - тоже. А их Вильгельм - хам!

Сомнения у Бориса появляются, когда к ним по дороге с фронта заходит однополчанин отца. Ему, с одной стороны, не повезло - потерял ногу. А с другой стороны - жив, комиссован, война для него закончилась.

Он говорит о бессмысленности всего этого.

Пусть воюет, кто хочет, а я у немца ничего не занимал, и он мне ничего не должен!



Иллюстрации В.Гальдяева (издательство "Речь"). Источник: https://www.babyblog.ru/community/kids_books/post/3246345

Ещё один любопытный монолог на эту же тему происходит на митинге. На тот момент в книге уже произошла февральская революция, но ещё не случилась октябрьская. После выступления социалиста-революционера Кругликова, ратовавшего за продолжение войны, слово берёт большевик Баскаков.

- Мир после победы? - говорил Баскаков. - Что же, дело хорошее. Завоюем Константинополь. Ну прямо как до зарезу нужен нам этот Константинополь! А то еще и Берлин завоюем. Я тебя спрашиваю, - тут Баскаков ткнул пальцем на рябого мужичка с уздечкой, пробравшегося к трибуне, - я спрашиваю: что у тебя немец либо турок взаймы, что ли, взяли и не отдают? Ну, скажи мне на милость, дорогой человек, какие у тебя дела могут быть в Константинополе? Что ты, картошку туда на базар продавать повезёшь? Чего же ты молчишь? <...>
- Так вот мы и говорим вам, - заканчивал Баскаков, - чтобы мир не после победы, не после дождичка в четверг, не после того, когда будут изувечены еще тысячи рабочих и мужиков, а давайте нам мир сейчас, без всяких побед.

Кроме этого, Баскаков говорил о земле помещиков, которая должна принадлежать крестьянам, но это уже не интересно с сегодняшней точки зрения.



Кадр из диафильма "Школа". Художник В.Шевченко. Источник: https://malenkii-genii.ru/diafilmy/povesti-i-rasskazy/diafilm-1358

Пожалуй, не стоит удивляться тому, что народ тогда поддерживал большевиков. С землёй их, конечно, обманули. Позже крестьян ждёт коллективизация... Но это к теме статьи не относится.

А вот из войны действительно вышли... Правда, после революции пришли к другой войне - гражданской...

Оригинал на моём канале в Дзене

Previous post Next post
Up