Израильские психологи поняли, как научить ребенка великодушию

Dec 02, 2016 14:12

Originally posted by grimnir74 at Израильские психологи поняли, как научить ребенка великодушию

Изучив развитие восприятия неравенства и несправедливости у детей дошкольного и младшего школьного возраста, социопсихологи из Еврейского университета рекомендуют родителям не брать на себя функцию «справедливого правителя», а перекладывать ответственность за справедливый раздел благ на самих детей - по крайней мере, с семилетнего возраста.

Исследование, проведенное группой доктора Шохама Хошен-Гилеля из Еврейского университета совместно с коллегами из Чикагского университета, показало, что уже к шести-семилетнему возрасту дети приобретают «взрослую» способность отличать неравенство от несправедливости и спокойно принимать неравный раздел благ, если он не сопряжен с нечестностью и несправедливостью. Проще говоря, в этом возрасте ребенок уже в состоянии великодушно отдать другому больший кусок пирога и оставить себе меньшую долю, - хотя огорчится, если его обделит кто-то другой.

Этот вывод был сделан из серии психологических экспериментов с детьми разного возраста. Например, ребенка ставили перед дилеммой: выбросить «лишнюю» игрушку, которую невозможно разделить поровну, - или отдать ее другому ребенку. Малыши трех-четырех лет чаще всего предпочитали выбросить игрушку, чем допустить неравенство в пользу другого. К шести-сами годам выбор менялся: ребенок чаще предпочитал отдать не поддающийся равному разделу подарок другому, получая в награду чувство удовлетворения от собственного великодушия.

«Исследование показывает, что с возрастом у детей развивается более сложное восприятие справедливости. Становясь старше, дети по-прежнему не испытывают радости от того, что кому-то достался больший кусок пирога, но уже предпочитают отдать его другому, чем выбросить, - при условии, что это решение принял сам ребенок, а не кто-то другой», - поясняют авторы исследования.

Психологи подчеркивают, что результаты экспериментов оказались совершенно одинаковыми в США, Израиле и Китае - дети, воспитанные в разных культурных средах, демонстрировали очень похожую возрастную динамику в развитии чувства справедливости. Отсюда делается вывод, что речь идет о базовых психологических механизмах, общих для всех представителей вида Homo Sapiens.

По мнению авторов работы, их результаты могут пригодиться педагогам, ищущим способы ослабления зависти и соперничества в детских коллективах. «Например, мы рекомендуем родителям и воспитателям поощрять детей старше семилетнего возраста к самостоятельному принятию решений о распределении ресурсов, а не брать эти решения на себя», - говорит доктор Хошен-Гилель. - «Так ребенок научится получать удовольствие от своей щедрости и будет более доволен результатами раздела, даже когда он получил меньше. Это ситуация, когда выигрывают обе стороны».

воспитание

Previous post Next post
Up